Людмила Митрохина Из научного сборника «Петербургские искусствоведческие тетради»
РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ В ИСКУССТВЕ
Римма Юношева (1941-1994) – Федерико Феллини (1920-1994) Человеческая душа – микрокосмос в чреве Вселенной, со своей неведомой космической трассой в бездонности временного забвения. Яркая творческая жизнь подобна светящейся комете, от полёта которой захватывает дух и невозможно оторваться.
Орбиты пылающих комет никогда не совпадают. Об их соприкосновении можно только фантазировать – слияние, вспышка ослепительного света и ускоряющийся полёт в никуда.
Так я себе представляю встречу двух гениальных творцов арены цирка и кино Римму Юношеву и Федерико Феллини на последнем витке их бытия, шагнувших в одно время в нетленную Вечность.
РИММА
Римма Юношева с детства обожала театрализованные зрелища – балет, оперу, драму, которые завораживали её и давали сильный импульс для работы её воображения и буйной фантазии. Ещё в детстве, потрясённая увиденными спектаклями, Римма рисовала свои декорации к ним и к спектаклям воображаемым. Её приняли в школу для одарённых детей, затем она поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Тему для дипломной работы определила сама – «Художественное оформление оперы Дмитрия Шостаковича "Ноc" в постановке кукольного театра». Педагоги насторожились, не зная, как известный композитор отнесётся к столь неожиданной трактовке его произведения. Римма рискнула – позвонила по телефону в Москву самому Дмитрию Дмитриевичу и получила ответ – «Увлекательная идея, дерзайте!»
«Нос» принёс Римме первый творческий успех – дипломная работа получила отличную оценку и демонстрировалась на выставках в Москве и Ленинграде. Затем гастролировавший в нашем городе Красноярский ТЮЗ предложил выпускнице оформить различные по стилю произведения Вильяма Шекспира и Алексея Толстого, Анатолия Алексина и Станислава Лемма.
А позже Ленинградский цирк предложил Римме Юношевой оформитьпредставление «В космический век». По её инициативе на манеже возникли силуэты Ленинграда: решётки Летнего сада и старинные уличные фонари. Дебют завершился приглашением на должность Главного художника одного из лучших цирков страны. Римме выпал счастливый жребий – в течение 23 лет, с 1971 года, заниматься любимым творчеством, реализовать свой дар и детские мечты в красочные феерические и фантастические цирковые представления с неиссякаемой изобретательностью и оригинальностью художественных решений. Её приход в цирк был сразу замечен зрителями и прессой. Большой удачей художника был спектакль к 100-летию Ленинградского цирка «Парад – Алле» в 1977 году, поражали красочностью и выдумкой пантомимы – феерии «Руслан и Людмила» (1979г.) Легкость и элегантность декораций к цирковому спектаклю «Самый радостный день» (по мотивам рассказа А.П. Чехова «Каштанка», 1985г.) говорят о тонком психологическом проникновении художника в суть чеховского рассказа. Римма Юношева создала целый ряд потрясающих костюмов и эскизов оформления известных номеров и аттракционов иллюзиониста Игоря Кио и дрессировщика М. Запашного, к «Русской тройке» и многочисленным детским спектаклям – «Хрустальный башмачок», «Едем к медведям», «Олимпийский сувенир» и другим представлениям цирка.
Медведи выходили на манеж в широких, цветастых юбках и в кудрявыхпариках, в матросских расклешенных брюках и бескозырках; щеголяли красочными костюмами Буратино и Петрушка, Незнайкин и Самоделкин. Гардероб участников аттракциона «Медвежий цирк» известного дркссировщика В. Филатова всем понравился настолько, что артист увёз его из Ленинграда в гастрольную поездку за океан.Бесчисленные эксперименты, наброски, пробы, сохранившиеся вМузее цирка, говорят о том, как сложны были поиски появившегося на арене костюма. Эскиз – это замысел художника, но надо ещё довести замысел до воплощения; решить последовательность появления костюмов перед зрителями по цвету, тканям, отделке, создать цветовую композицию в представлении.
Многие цирки страны неоднократно приглашали Юношеву оформлять тематические постановки. К 1500-летию основания Киева Римма Юношева осуществила блистательное оформление пантомимы – феерии «Золотые ворота». Юношева оформила ряд программ для зарубежных гастролей советского цирка – для Латинской Америки, Финляндии, Канады, Франции, Японии. Особенно высокую оценку прессы получила программа «Москва – Париж».
Для Риммы цирк был своего рода космическим пространством. Его объём она превращала в радостный мир, связывая оформлением все элементы подкупольного зала и даже фойе. Цирковая арена становилась гигантской живой картиной, сочетающей смысловое и декоративное начало, как бы вторя ритмам и рисункам номеров. Римма Юношева была всегда соавтором представления, его цветовым «режиссёром».
Работа в цирке и театрах была на виду. Мало кто знал, что неутомимый маэстро цирка вдохновенно занимается изобразительным искусством портретного жанра и русского пейзажа, внося в свои полотна новый индивидуальный живописный почерк, пронизанный лаконичностью, декоративностью и психологически точной достоверностью образов. Здесь и художники – Марина Азизян, Софья Юнович, Леонид Эфрос, и актёры – Тамара Дегтярёва, Игорь Еремеев, Долорес Запашная, и композитор Лора Квинт, и скрипач Иегуди Менухин… Цикл актёрских портретов – это оригинальное слово в жанре русского театрального портрета. Интересен лондонский цикл созданных портретов (1992г.): Иосиф Бродский, читающий свои стихи, портреты английских аристократок, которые можно причислить к шедеврам современного парадного портрета.
Автопортреты Риммы Юношевой – просты, строги и лаконичны.Римма чувствовала родство с природой, растворяясь в ней душой, изображая деревья, речные и озерные глади любимого Павловского парка и деревни Еглино, где отдыхала летом. В пейзажной живописи живёт особая гармония, музыкальность и задушевность.
Значительное число работ Риммы Юношевой обрело своё место в фондах Государственного Русского музея, Петербургского Театрального музея, Музея Истории города, Музея Цирка, Оружейной палаты и других собраниях.
Римма Юношева пронесла через всю свою сознательную творческуюжизнь детский романтизм, веру в добро и волшебство циркового искусства. Она была наделена, наряду с непосредственностью и искренностью, божественным даром живописца и высочайшей одухотворённостью.
ФЕДЕРИКО Федерико Феллинитакже, как и Римма Юношева, с детства был мечтателем и фантазёром, обладал проницательным цепким умом и эмоциональным итальянским темпераментом. Мальчишкой он убежал из католического колледжа к бродячим циркачам. В восемнадцать лет, приехав из провинции в Рим, рисовал карикатуры для журнальчика «Марк Аврелий», разрисовывал «фуметто» – романы в картинках; колесил по провинции с актёром Альдо Фабриции, писал для него эстрадные скетчи; работал на радио в качестве автора комедийных сценок в духе комедии дель арте с постоянными героями Чико и Паулиной, которую играла Мазина.
Именно этого юношу, карикатуриста и автора весёлых скетчей,позвал режиссёр Роберто Росселлини участвовать в работе над небывалым антифашистким фильмом «Рим – открытый город».
«Вполне возможно, – говорил Феллини, – что, если бы не произошла встреча с Росселлини, я был бы сейчас кем-нибудь другим, скажем, директором цирка». В 1952 году они расстались. Каждый пошёл своим путём. Феллини освоил профессию неореалистического драматурга.
В своём первом самостоятельном фильме «Белый шейх» Феллини открыл свою карнавальную тему в искусстве. «Вокруг одна вульгарность и обыденность», – сказала Ванда, героиня фильма, и праздник начался. С лестницы спускаются «персонажи»: разукрашенные мишурой одалиски, бедуины, арапчата, герои и красавицы; они движутся вниз под звуки парадной щемящей мелодии Нино Рота. Тревожная праздничность формы и глубокая нравственность мысли – являют собой элементы нового стиля, стиля Феллини.
В фильме «Дорога» Феллини, верный трагической правде жизни,нарядил своего положительного героя в шутовские лохмотья, придал ему почти идиотический характер, провозгласив веру в идеальное духовное начало.
Клоунада человечности, смешная и горькая, разыгрывается в фильме «Ночи Кабирии». Кабирия (Джульетта Мазина) с клоунской безмятежностью катится «на роликах» своей мечты и своей веры в любовь по самому краю пропасти.В фильмах «Сладкая жизнь», «8 ½», «Джульетта и духи» Феллинисумел достичь скульптурности, фактурности, трёхмерности объёмов экранного изображения. Английский критик Дж.М. Ньютон в своей статье « ,,8 ½,, Феллини и бедные английские кинокритики» писал: «Ритм фильма – ритм цирковой. Каждый эпизод – номер, без особой «сквозной» задней мысли, номер с героем – исполнителем… Чем веселее весь фильм, тем больше трогает финал. Серьёзность прямо связана с весельем».
Фильм «Джульетта и духи» интересен как эксперимент в областицвета и как импровизация с персонажами – масками. Феллини использовал силу цвета как средство изобразительное и драматическое. Средствами чисто цветовыми обозначен контраст между простой душой и уродством среды. Образ Джульетты сопровождается темой белизны. Все оттенки белого сопутствуют ей: блестит на солнце белая соломка её огромной шляпы, мягко прилегает белое полотняное платье, колышется белый воздушный пеньюар.
Когда же Джульетта приближается к миру призраков и вступает внего, в одежде её начинают кричать красные тона – красный шифон платья, красная курточка. В противостоянии белого и красного выражен парадокс всего произведения: кричащие тона – тона кошмаров; жемчужно-белые отданы домашнему быту героини и её детским воспоминаниям. Главное из детских видений – видение цирка. В бело-розовом мареве лож, окруживших арену, в грациозном замедленном движении акробатки, в белой пене её кружев, тёплой гибкости её тела, в серых складках морщинистой кожи сонно шагающих слонов – во всей красоте этой картины Феллини словно присягает цирку, его простодушному совершенству.
Последний фильм Федерико Феллини назывался «Клоуны»(композитор Нино Рота). В ролях снимались итальянские ветераны клоунады Алекс Бюньи, Луи Маис, Франсуа и Анни Фраттеллини, Дарио Мески, Нино Фабри, Дарио и Барио и другие. Всей своей творческой жизнью Феллини героически отстаивалсвоё право смотреть на мир взглядом клоуна и наивным взглядом ребёнка.
ВСТРЕЧА
Естественно, что на определённом витке своего бытия, РиммаЮношева, увидев фильмы Федерико Феллини, растворилась в них, потрясённая чувством сопричастности к ним и родственностью мироощущения с создателем лент. Предполагаю, что Римма просто «заболела» этими шедеврами кинематографии, найдя в них так много зеркально-отражённых, близких ей мыслей и душевных волнений. Недаром её цирк – фантастический, сложный, яркий – так напоминает карнавальные шествия из фильмов Феллини.
1991 год. Римме поставили диагноз – рак и рекомендовали срочно лечь в клинику на операцию. Но именно в это время Центр Дягилева организовал для неё посещение Италии, о которой она мечтала и которую уже любила через фильмы Феллини, изучив их наизусть. Художник выбрал творческую мечту, отбросив мысли о бренности бытия.
Осенью 1991 года состоялась долгожданная для Риммы Юношевой встреча с обожаемым гениальным Федерико Феллини. С первого взгляда и с первой беседы они почувствовали духовную близость. Римма написала великолепный портрет Федерико Феллини, раскрывающий его духовную суть. Портрет Феллини понравился. В настоящее время он находится в собрании Театрального музея Санкт-Петербурга.
Во время посещения Италии Римма много писала. Три своихработы, на которых были запечатлены знаменитые римские фонтаны, так восхищавшие её, она преподнесла в дар великому мастеру Федерико Феллини. В ответ Феллини воскликнул: «Три своих будущих фильма я посвящаю Вам!» Не успел. Римма и Федерико родились в один день, под общим знаком и ушли из жизни в один год. Русский художник-живописец, сценограф театральных и цирковых спектаклей Римма Юношева и итальянский режиссёр-драматург трагических карнавальных фильмов Федерико Феллини своим нетленным творчеством провозгласили человеческое торжество цирка над материальностью мира и над угнетённостью духа.
Вновь тишина. Закрыты двери. В молчании застывший зал. Скрип половиц, дыханье зверя, усталый сонный карнавал. Пустой олимп арены цирка в браваде сгинувшей теней. И чей-то вздох и смех безгрешный под куполом притихших дней…Там, в молчаливом мирозданьи, над клоунадой дней мирскихБлуждают два родных созданья, смеша бескрылых неземных. Спешат то в ад, то в рай небесный, а с ними вереница лиц Жонглёров, шулеров известных, наездниц стройных кобылиц… За занавесью поднебесной в потоке бестелесных душ Живёт надежда с верой детской в раскрепощённый светлый дух. Арена – звёздное пространство рукоплескающих планетНад суетой земной и чванством ликует их двойной портрет.
Татьяна Бачелис «ФЕЛЛИНИ».Издательство «Наука». М. 1972.
А. Кириченко «Кто «сочиняет» костюмыклоунов». Газета «Смена». 24.08.1974.
Абрам Раскин «Дар, побеждающий время». Газета «Невское время». 12.01.2000.
|