Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2016 » Июнь » 30 » Шарль Дютуа: «Вся Моя жизнь связана с Санкт-Петербургом»
17:46

Шарль Дютуа: «Вся Моя жизнь связана с Санкт-Петербургом»

Ирина Сорина        Шарль Дютуа: «Вся моя жизнь  связана с Санкт-Петербургом»        

                                                                                                                                           

Несколько слов о нынешнем концертном сезоне в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургская Филармония уже завершает его. Но, на мой взгляд, с открытием своего Концертного зала основная концертная деятельность переместилась в Мариинский театр, точнее, в Концертный зал Мариинского театра. Особенно сейчас, во время фестиваля «Звезды белых ночей», когда практически каждый день ознаменован выступлением лучших музыкантов мира.

На открытии выступил знаменитый венский пианист Рудольф Бухбиндер, регулярно принимающий участие в фестивале. Он считается непревзойденным исполнителем произведений Бетховена, в чем и могли убедиться слушатели, пришедшие в этот день на концерт. Среди звезд исполнительского искусства, которые уже выступили на фестивале венгерский скрипач Кристоф Барати (который еще неоднократно выступит на этом фестивале) и греческий Леонидас Кавакос, один из лучших российских пианистов Николай Луганский и англичанин Кристиан Блэкшоу. Особо хочется отметить выступление одного из лучших скрипачей, а, на мой взгляд, лучшего скрипача современности, представителя Дании Николая Цнайдера, о котором мы впервые узнали благодаря маэстро Гергиеву и его фестивалю «Звезды белых ночей» в 2005 году. С тех пор он неоднократно выступал в Петербурге, а с недавних пор стал главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Мариинского театра (сейчас дирижированием увлеклись многие известные музыканты).

Нас еще ждет выступление пианистов Элен Гримо из Франции и бразильца Нельсона Фрейре, пианиста русского происхождения Алексея Володина. 5 июля выступит знаменитый исполнитель клезмерской и джазовой музыки Гиора Фейдман, который, несмотря на возраст (а ему в э том году исполнилось 80 лет!), до сих пор поражает публику темпераментом. 12 июля выступит Армянский национальны филармонический оркестр, дирижер Эдуард Топчян, солистка Ануш Никогосян (скрипка). 

И все же главное событие сезона состоялось в Большом зале филармонии.  На этой сцене состоялись гастроли великого дирижера современности Шарля Дютуа. Об эпохальности данного события свидетельствует то, что до этого в Санкт-Петербурге он выступал только один раз в 2003, юбилейном для города, году с оркестром NHK (Токио). Шарль Дютуа, один из самых востребованных дирижеров мира, занимающий пост главного дирижера Лондонского Королевского симфонического оркестра.  По версии престижного британского журнала Gramophone, признанного во всем мире самым авторитетным изданием о классической музыке, оркестр занимает четвертую строчку в рейтинге лучших оркестров мира. Между прочим, оркестром, который в списке лучших занимает верхнюю строчку - Королевский оркестр Концертгебау (Royal Concertgebouw Orchestra / Koninklijk Concertgebouworkest) из Нидерландов – долгие годы руководил до выхода на пенсии в этом году наш земляк Марис Янсонс, под его руководством он и стал лучшим оркестром мира. А оркестром Баварского радио (6-е место в рейтинге) он руководит до сих пор. Хотя маэстро Янсонс работает в Европе, но городом, в котором он живет постоянно, маэстро называет  Петербург. Наши же оркестры в рейтинге занимают места в середине второго десятка, что тоже очень престижно: на 14-м месте оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, на 15-м московский оркестр РНО под руководством Михаила Плетнева, 16-у строчку занимает Заслуженный коллектив РФ оркестр Санкт-Петербургской филармонии, главный дирижер Юрий Темирканов. Трудно передать восторг слушателей, присутствовавших на концерте! А как был счастлив оркестр от работы с маэстро! Об этом можно судить даже по тому, как все оркестранты после концерта по очереди подходили к маэстро и благодарили его.

Воспользовавшись столь уникальной возможностью, мы не могли не расспросить Шарля Дютуа о его впечатлениях от визита в наш город.

- Когда Вы впервые посетили Санкт-Петербург?

- Я рад посетить Санкт-Петербург. Хочу сказать, что это один из самых красивых городов мира. Впервые я приехал сюда из Осло в 1975 году. Я тогда работал в Швеции, руководил там оркестром, мы выступали в Стокгольме, Осло. И я приехал сюда на week-end. Помню, тогда было просто ужасно холодно. Но, несмотря на это, мы провели прекрасные выходные. Мы увидели, что Петербург действительно очень красивый город. Изумителен его исторический центр, очень много достопримечательностей. Но Петербург очень важен для меня не только из-за своей красоты. Я должен сказать еще вот о чем. Мой репертуар во многом базируется на композиторах отсюда. Это и Стравинский, и Прокофьев, и Шостакович, Римский-Корсаков. Я дирижировал сотнями произведений этих авторов, и они всегда в моем репертуаре. Я знаю, что это город великой литературы – Достоевский, Гоголь, и великие художники – у меня есть маленькая картина Репина, которую я купил много лет назад в Нью-Йорке. Все это вместе стало причиной, почему мы в Токио решили снять фильм о том, как оркестр NHK выступает на гастролях. Я решил сделать серию фильмов  - музыкальные города мира. Это было десять фильмов. И первым был фильм о Санкт-Петербурге. Мы были и в квартире Римского-Корсакова, и где родился Стравинский, и в Мариинском театре. Получается, что вся моя жизнь каким-то образом связана с Санкт-Петербургом. Я очень счастлив и горд, что дирижировал в этом историческом концертном зале, где были  Чайковский, Стравинский, здесь впервые прозвучали многие произведения Шостаковича. Это великое место. Я благодарен маэстро Темирканову за приглашение. Он много раз приглашал меня, но вот, наконец, я смог найти время, что было очень непросто. И я очень счастлив этому. Одной из причин, что я с удовольствием согласился, было мое желание снова побывать здесь.

Фото Андрея Кириллова

- В прошлый раз Вы выступали со своим оркестром. Ныне Вы дирижируете нашим оркестром Филармонии.

Я работал с этим оркестром с удовольствием. Очень надеюсь, что концерт прошел хорошо. В Санкт-Петербурге много хороших оркестров. Самый известный – оркестр Мариинского театра. Я слышал их замечательные записи Шостаковича.  Я знаю, что оркестр филармонии - это главный оркестр города. С первых звуков репетиции я увидел, что здесь прекрасные музыканты. На мой взгляд, все прошло просто  прекрасно! Очень хочу еще вернуться сюда в этот прекрасный зал и поработать с этим оркестром.

- Что меня поразило, так это тщательность, я бы даже сказала скрупулезность Вашей работы. Вы заявили так много репетиций (по сравнению с тем, к чему мы привыкли). Это потому, что оркестр Вам не знаком? Или это Ваша постоянная практика?

- Репетиции у меня заняли три дня – три трехчасовые репетиции по три часа и одна генеральная в день выступления. Для меня это на самом деле немного. В каждой стране, с каждым оркестром, которым я дирижирую, у меня происходит это по-разному. Например, с Лондонским Королевским оркестром, с которым мы хорошо знаем друг друга, мне хватает двух репетиций и одной генеральной. ЗАСО для меня незнакомый оркестр. Что я обычно делаю, когда я встречаюсь с новым оркестром? На первой репетиции я стараюсь много играть и много слушать, мне нужно понять реакцию музыкантов на музыку, привыкнуть к акустике в зале. Уже потом, во вторую очередь, мы начинаем работать. Нужно понять и передать стиль Берлиоза,  его особенности. Конечно, «Фантастическая симфония» Берлиоза – непростое сочинение. Берлиоз сочинил его  в 1828, когда ему было только 25 лет. Брамс еще не родился. Существует до сих пор много споров, какой должен быть звук, какая должна быть стилистика в этой симфонии. Позже этот стиль назовут романтизмом. Стиль, к которому потом принадлежал Малер и другие. И совершенно неправильно исполнять их также как композиторов эпохи классицизма. Поэтому где бы я ни был – в Чикаго или Лондоне, и в Санкт-Петербурге - вначале я должен напомнить о стилистике и качестве звука. Но больше я вам об этом ничего не расскажу.

Фото Андрея Кириллова

- С Вами в этом концерте выступал наш молодой пианист Мирослав Култышев.

- С Мирославом Култышевым я до этого не был знаком. Это наше первое совместное выступление.  Мне кажется, что у нас получилось.

- Последний раз в России Вы были в 2013 году в Москве на фестивале им. Ростроповича. А были ли Вы знакомы с самим Мстиславом Леопольдовичем?

- Конечно, я выступал вместе с ним. Я всегда восхищался им. Я не могу сказать, что мы были друзьями. В силу разницы в возрасте я относился к нему как к отцу. Мы мало общались из-за языкового барьера (не владел английским). Поэтому личных воспоминаний у меня немного. Но я его безгранично уважал. Я и мой оркестр с удовольствием приняли предложение Ольги (дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, художественный руководитель фестиваля - ред.) и выступили на фестивале. Кстати, незадолго до этого, я приезжал в Москву, где выступал с местным оркестром.

- Но в Санкт-Петербурге в последний раз Вы были только в 2003 году. Город сильно изменился с тех пор?

- В этот раз я только видел памятник Пушкину, Русский музей (я два дня гулял по его залам), Зимний дворец – то, что находилось рядом с гостиницей. Город очень изменился, мир меняется и города меняются. Я увидел, к сожалению, не очень много. Прогулялся по Невскому до Адмиралтейства. Все очень здорово! Слышал, что у вас проблемы в экономике, но это тоже бывает везде в мире. Я получил удовольствие от прогулок по городу. Знаю, что Гергиев открыл новую сцену. Очень хотелось бы ее увидеть. Но отложим это до следующего раза.

- Что ж, я надеюсь, что следующий визит в Петербург не заставит так долго ждать. С нетерпением будем ждать Вас снова.

- Очень надеюсь. Спасибо.

Просмотров: 4868 | Добавил: 1isorina | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2017