Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2015 » Март » 5 » Выставка "Библиотека убитых поэтов" в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
14:48

Выставка "Библиотека убитых поэтов" в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Александр ЛАСКИН        ЛАГЕРЬ – СУДЬБА – БИБЛИОТЕКА - ВЕЧНОСТЬ 

 В названии этой выставки слова вроде как противоречат друг другу. Отчего «библиотека»? Почему «убитых»? И, особенно резко, – «поэтов». Вместе с тем, все так и есть – в российском двадцатом веке поэтов убивали так часто, что из их книг может быть составлена библиотека. «Чего ты жалуешься, поэзию уважают только у нас — за неё убивают. Ведь больше нигде за поэзию не убивают...», – так говорил своей жене Осип Мандельштам. История того, как это было, сохранена в мемуарах и исторических исследованиях, но почти не отражена в изобразительном искусстве. Более того, не существует памятника убитым поэтам. Так что петербургский художник Григорий Кацнельсон – едва ли не первый.



 Впрочем, дело не в порядковом номере, но в том, что его экспозиция (или, как теперь это называется, «проект») говорит нечто важное и по существу. Надо сказать и о том, что эта выставка

 неслучайно представлена в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (и создана специально для этого пространства) – Ахматова была одним из центров того круга, который планомерно 

уничтожался в годы «большого террора». Николай Гумилев, Николай Пунин (Пунин стихов почти не писал, но безусловно был поэтом), Осип Мандельштам – это самые ей близкие. А есть еще 

далекие, но не чужие – Леонид Канегиссер, Бенедикт Лифшиц, Владимир Нарбут, Даниил Хармс… Выставка включает в себя не только портреты ушедших творцов, но и обстоятельства их гибели – 

в центре зала расположено нечто вроде лагерного загона, по форме напоминающего звезду («И скорой гибелью грозит / Огромная звезда», – писала Ахматова в «Реквиеме»).




 Внутри огороженного пространства стоит стол. Кто тот деревянный человек, что сидит за ним? Может, это свидетель и жертва того страшного времени? Или тот, кто сам отправлял на смерть лучших людей эпохи? Стоит нам сесть на скамью напротив, как ситуация станет совсем сложной. Кто кому задает вопросы – ты ему или он тебе?.. Григорий Кацнельсон решительно сталкивает времена, настоящее у него становится прошлым, а прошлое настоящим… Все было бы совсем печально, если бы не еще один – вечный – план. Он создается цветом – вопреки всему бесстрашно-ярким и независимым в своей красоте. А еще удивительными превращениями. На наших глазах тюремные стены становятся стенками каталожного ящика и обложками книг. Смерть оказывается не только концом, но и началом…


 


Впрочем, библиотека убитых поэтов – это не только продолжение, но и постоянное возвращение, своего рода «храм на крови». Так же как хранящиеся здесь книги – столь же тексты, сколь и судьбы. В данном, самом крайнем варианте, с «точкой пули в своем конце» (Маяковский).



БИБЛИОТЕКА УБИТЫХ ПОЭТОВ


 


БУП – 0


1.


Библиотека убитых поэтов посвящается поэтам убитым собственной страной. Вероятно за ошибки в правописании.


Сегодня у них нет ни могил, ни памятников, ни музеев.


Это грустная история, в которой нет никакого смысла.


Библиотека убитых поэтов - бесчисленное собрание деревянных букв.


Архивный свод железных рифм и устаревших бесплатных чудес.


 


Набранные в ящики нового времени поэты старательно провоцируют тишину.


(Ритмом облекая влекомых)


 


Библиотека убитых поэтов - пример отбывания разноцветности.


Обучение безоглядности.


 


Библиотека убитых поэтов - попытка дослушать недослушанных.


Добежать до недобежавших.


Дознаться до недопознанных.


Допроситься до недопрошенных.


 


3.


Маятник времени уходит.


Колокол превращается в голову поэта.


Маятник празднует годовщины.


Колокол рассказывает истории.


Маятник захватывает город.


Поймать маятник времени.


Досмотреться до всех недосмотренных сразу.


Достучаться до всех недосчитанных после.


 


БУП


 


Лучшие люди советской страны уничтожались в XX веке как мусор – «на всякий случай». Ненужные чудаки останавливались на взлёте и учились математике,


праву и логике у скучных следователей ОГПУ в «Большом доме».


 


Ленинград медленно превращался в огромный чёрный саркофаг – окончательно застыв в блокадную зиму.


 


Но чудотворцы пережили своих палачей, оставив  нам слова и буквы на площадях бесстрашного города.


Время террора кончилось, но тоталитаризм не изжит.


Как зверь он спит в забытом чулане, готовый проснуться от любого шума.


 


«БУП»  предостерегает - напоминает - защищает от повторения катастрофы.


 

Г К


 



 


Просмотров: 1219 | Добавил: Terra-mobile | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024