Выставка, открывающаяся в Голубом зале Музея Российской
Академии художеств приурочена к столетию начала Первой мировой войны. На ней
представлены произведения живописи и графики таких известных отечественных
художников, как Г.С. Верейский, П. Д. Покаржевский, Р. Р. Френц, П. В. Митурич,
П. И. Котов, созданные в 1915-1917 гг. в рамках работы Трофейной комиссии.
Комиссия по «описанию боевых трофеев русского
воинства» за весь период существования русской армии была организована при
Военно-походной канцелярии Его Императорского величества в мае 1911 года. Еще в
период до Первой мировой войны комиссия успела провести значительную работу по
выявлению и описанию трофеев, хранящихся
в различных музеях, военных соборах, архивах и библиотеках Российской
империи. С началом войны Трофейная
комиссия значительно расширила свою деятельность. Для выявления и описания
подвигов русских солдат и офицеров члены комиссии регулярно выезжали на театры
боевых действий. Кроме членов комиссии на фронт отправлялись многие известные
художники, привлеченные к сотрудничеству.
Первая такая поездка была непосредственно связана с Академией художеств – в мае 1915
года на Западный фронт был командирован Военно-художественный отряд в составе
пяти учащихся батальной мастерской Академии под руководством своего профессора
Н. С. Самокиша. Маршрут был намечен следующий – Белосток, Ломжа, Остроленка,
крепость Осовец и Барановичи, где тогда находилась Ставка верховного
главнокомандующего. Затем через Киев и Севастополь отряд проследовал на
Кавказский фронт. Рисунки и этюды делались непосредственно на передовой,
нередко под свист пуль и разрыв снарядов. На выставке представлен «Портрет Н.
С. Самокиша за работой в прифронтовой полосе», выполненный П. В. Митуричем с
натуры в окрестностях Ломжи.
Результатом этой трехмесячной поездки стали около 400
работ, которые экспонировались на выставке «На войне» в Парадных залах Академии
художеств в декабре 1916 года.
Позже перед Трофейной комиссией была поставлена новая
задача: собирать материалы и коллекции для предполагаемого к созданию в Ратной
палате музея Великой войны. Известный впоследствии график Г.С. Верейский,
будучи мобилизованным, был причислен к Трофейной комиссии в качестве ратника 2-го
разряда и в 1915-17 гг. принимал активное участие в ее работе. На выставке
представлены его портреты георгиевских кавалеров и батально-жанровые композиции,
предназначенные для издания Георгиевских
памяток-таблиц, учрежденных специальным указом Николая II. Летом 1917 года Верейский побывал на Рижском
направлении Северо-Западного фронта, где посетил места недавних кровопролитных
Рождественских боев. Он рисовал с натуры бесконечные укрепления знаменитой
Пулеметной горки, ставшей символом мужества русских и латышских солдат, мирные
прибалтийские селения, отмеченные страшной печатью войны, лица солдат 9-го
стрелкового Сибирского полка, только накануне возвратившихся из ночной
разведки. Все эти работы экспонируются впервые.
Выставка рассчитана не только на любителей
изобразительного искусства, но и на всех тех, кто интересуется отечественной историей
и, в частности, историей Первой мировой войны.
Выставка «Дабы подвиги этих героев не
исчезли безвозвратно для потомства. (Материалы Трофейной комиссии в собрании
Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств)» открыта с 25
июля по 30 сентября 2014года. Адрес музея Академии художеств: Университетская
наб., 17 (тел. 323-64-96).
|