Оксана Дубицкая Бесконечность форм в мире идей
В фонде Малой академии искусств хранится около 2 тысяч учебных заданий, выполненных детьми дошкольного и школьного возраста, а точнее, учеников авторской школы, основанной Владимиром Васильевичем Лубенко.
Очевидный интерес у гостей вернисажа, как у взрослых, так и у детей, вызвали эффектные масштабные живописные коллективные композиции. Они были созданы в большом количестве за 33-летнюю историю творческого центра, основанного в середине 1980-х годов, когда разные авторы не имели единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ.
На выставке «Бесконечность форм в мире идей», безусловно, представлены яркие образцы творчества выпускников трех поколений, некоторые юные художники неоднократно становились лауреатами и дипломатами городских и международных конкурсов.
Явно, цель устроителей - выявить успешные поиски внимательного художественного освоения мира детьми в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Так или иначе, в залах Эрарта фигурируют графические и живописные композиции, иллюстрации к книгам, пленэрные зарисовки.
Экспозиция включает в себя три отличных друг от друга возрастных периода жизни человека – это периоды между ключевыми «точками» - детство, отрочество и юность 7-10, 11-13,14-16 лет.
Прежде всего, коллективные композиции. Тематика здесь разноплановая. Портрет Петра I — коллективный труд нескольких авторов, приуроченный к 300-летию Петербурга. Серия «Дорога жизни» — итог совместных усилий учеников старших классов авторской школы. Кроме того в экспозицию вмонтированы настенные росписи, выполненные учащимися в арт-кафе Мариинского театра (Санкт-Петербург), в «Комнате сказок» Российской детской библиотеки (Москва).
В Малой Академии целенаправленно пропагандировался конструктивно-творческий метод, цель которого – развитие индивидуальной способности у юных рисовальщиков к открытиям и изобретениям, постепенно формировалась «картина мира» юного художника в пространстве «картины» («Свеча сказки», «Как принц грустит о принцессе», «Рождение поэта», «Цветущие деревья», «Дом дракона», «Часы солнца»).
Характерные черты рисунков детей 5 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского парадоксального мышления и особенности их восприятия. Обычно дети используют 5-6 цветов. В данном случае («Октябрь» АвторВолодя Лубенко, 9 лет) можно говорить об уровне эмоционального развития выше среднего у юных художников. Ведь более широкая палитра цвета предполагает натуру очень восприимчивую к сюрпризам ( так со знаком +, так и со знаком - ) внешнего мира. Дети очень чувствительны к тому, что говорят, и как к ним относятся взрослые.
Не новость, что рисунки детей почти всегда отражают события, связанные с впечатлениями из их повседневной жизнью, путешествий, или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей и, конечно, мультипликационных фильмов.
Авторские рисунки детей не всегда отражают события, связанные с впечатлениями из их повседневной жизнью или сюжеты из рассказанных сказок. Мотивы легенд также популярны, как сюжеты самостоятельно прочитанных книг, просмотренных детских кинофильмов и спектаклей и, конечно же, мультипликационных фильмов и визуального ряда компьютерных игр. В подростковом возрасте наступает переходный этап. Отрока начинают в рисунках волновать не только игровые измышления, но и сложный вещественный окружающий, мир, который он к этому времени начинает систематически изучать («Свет осени» Автор Наталья Попова, 13 лет; «Исполины» Автор Кизько Елизавета, 13 лет). Школьники в этом возрасте проявляют интерес к беглым зарисовках. С охотой рисуют с натуры.
Восприятие натуры сосредотачивается на отдельных предметах, наблюдениями за погодой, сменой настроений в природе. Ребята справляются со сложными задачами. А это - видимые соотношения между предметами в форме, расположении, цвете. Задачи освещенности еще не привлекают внимания подростка. Прежняя уверенность и непосредственность в процессе рисования иногда заменяется неуверенностью, осторожностью. Причину следует искать в, прежде всего тем, что мышление, восприятие переходят в план искусства. Интерес к самому предмету, меняется взгляд на вещи и явления, появляется признание художественных качеств изображения, которое не рассматривается только с точки зрения его правдоподобности на плоскости. И соответственно заменяется эстетикой живописной или графической образной трактовкой изображения, связанной с поисками новых художественных средств для свободного раскрытия своего замысла.
Перспектива, размещение изображённых предметов на листе бумаги, ритм композиции, выбор точки зрения, высокий или низкий горизонт, ракурс - все эти моменты начинают восприниматься подростком как средства художественной выразительности наряду с колоритом в тематической композиции.
Здесь, в экспонатах выставки явно просматривается систематическое участие со стороны преподавателей в выборе средств художественной выразительности, постановка конкретных задач, видимо, соотносится с учетом индивидуальных возможностей учеников, их интересов, характера и темперамента.
Следует отметить, что все юные рисовальщики разных выпусков, представленные на вернисаже, владеют на практике этими средствами выражения. Успех творческих поисков современных тинэйджеров зависит от индивидуальных возможностей отдельных учеников, но тенденция к поискам новых средств выражения, поддержанная педагогами, характеризует этот сложный возрастной этап. У одних школьников эти творческие поиски воспитывают художественный вкус, способствуют развитию интеллектуальных способностей, духовности, любви к искусству. Для других, более одаренных, кого притягивает все новое, еще неизвестное - это начало сложного, но увлекательного путешествия к профессиональному искусству.