Оксана Дубицкая "Перспективы" Игоря Масленникова
"Перспективы" — это альбом в котором графические зарисовки и шаржи, сопровождаются стихами, эпиграммами, заметками разных лет. Игорь Масленнников как писатель записывает впечатлившее его слово, выражение, мысль, как художник зарисовывает на листе бумаги или в альбоме то, на чем остановился его внимательный глаз кинематографиста.
Соотнесение графики с поэзией привело к гипотезе о двуединстве природы искусства Игоря Масленникова.
Рисунки эти - зрительная фиксация, рожденных фантазией поэта образов, воплощенных в слове. Вот такие «Перспективы». В стихах как бы задана тема. Прошлое прощается с настоящим, с мигом бытия. Чтобы встретиться с будущим Без прошлого нет будущего. Это явный мотив, и "Закат империи" - яркий тому пример."Заячий остров", " Биржевой мост "- это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство.
Художник тонко чувствует волшебство и красоту архитектурных знаков. «Придуманный город» – Санкт- Петербург, то грустный, молчаливый, то беспокойно-суетливый, то тревожный будоражит воображение.
Фото Владимира Щербакова
И. Масленников – экспериментатор. Он предпочитает смешанную технику. Клеевые краски сочетает с тушью, активно использует белила. Его техника может быть такой свободной, необъятной, сияющей, с необычными эффектами. Как в "Толстовский доме". Желая получить более темные того или иного цвета Масленников не очень заботится о том чтоб прозрачность акварели не исчезла. Часто увлекается ракурсом.
"Свет над Мойкой"— здесь ракурс усиливает движение, делает композицию выразительной. Ракурс в "Натуре"— это интересный , неожиданный поворот фигур персонажей. Сюжет выбран из мира кино. Здесь сложная и нетривиальная композиция, главного героя нет. Люди-силуэты на открытом воздухе(съемка сцены фильма не фиксирует непосредственность наблюдений, скорее демонстрирует иронию по случаю, точнее по поводу происходящих событий) — известный в фотографии эффект проник в живопись.
Всматриваясь в зеркало в черты своего лица Игорь Масленников не снимает маску иронии. В профильном автопортрете черты подвижного лица переданы стремительными точными штрихами. Сочетание черной туши и белил акцентирует намеренный контраст. Профильные портреты были популярны в Эпоху Возрождения. Их свойство — отстраненность, в них абсолютно отсутствует психологический аспект. Применяя категорию иронии, Игорь Масленников освобождается от необходимости раскрывать тайны "внутреннего мира" художника, мол, каждое лицо — загадка, однако не всегда есть желание отгадывать, можно, допустим, актерствовать: "я" не "я". И вообще, внешность художника — это его личное дело, и он не должен никому ничего объяснять.
Шаржи Масленникова точны, лаконичны, выразительны пластичны. Замечу, зрительная память и уверенность руки в шаржах поразительна. Шаржист мгновенно находит для каждого персонажа "формулу лица, двигатель в данном случае — искренний интерес к другому человеку.
|