Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Абрам Раскин
Людмила Митрохина

ИСТОРИЯ ТРЁХ САМСОНОВ (сокращенный вариант)

Полная версия опубликована в 2013 году "Петербургских искусствоведческих тетрадях" под названием "Фонтан Самсон - монумент доблести русских воинов". 

Исторический очерк был отмечен в апреле 2013 года дипломом СПб.

Созданию всемирно известного фонтана «Самсон, разрывающий пасть льву» предшествовали столетия «вхождения» библейского образа в идейную и художественную ауру русских людей. Принятие христианства и перевод Библии на русский язык познакомил нас с библейским героем Самсоном, прославившимся своими подвигами в борьбе с филистимлянами, невежественными обывателями, отличающимися лицемерным и ханжеским поведением.

Ещё со времён XV века изображение Самсона чеканили на монетах Московского Великого княжества. Основу, как Рузского, так и Волнинского кладов составляют московские денги Василия II Тёмного (1425 – 1462). В Рузском кладе монеты с изображением всадника с соколом на лицевой стороне и Самсона, борющегося со львом, на обратной заметно преобладают над монетами других типов. В Волнинском кладе, напротив, безымянные монеты преобладают над денгами других типов.
Как известно, в первой половине XV века на великоняжеском престоле в Москве поочерёдно пребывали два правителя с именем Василий – Василий Дмитриевич (1389 – 1425) и его сын Василий Васильевич Тёмный (1425 – 1462). В легендах же, имеющихся на монетах, чеканенных этими правителями, как правило, указывалось только их имя. Большинство монет Василия II объединяются между собой штемпельными связями. На конце «цепочки» штемпельных связей оказались денги с изображением на оборотной стороне Самсона, борющегося со львом.

Московский Великий князь Василий Дмитриевич боролся за всемерное укрепление центральной власти, что было неразрывно связано с упрочнением наследственных прав его малолетнего сына Василия. В стремлении великого князя укрепить позиции своего наследника, видимо, и кроется секрет появления в это время в уделах двуименных монет, а также присутствие буквально на всех таких монетах изображения Самсона, побеждающего льва – сюжета никогда ранее не встречавшегося на монетах Московского княжества. Есть все основания видеть в Самсоне символическое изображение сына великого князя – Василия Васильевича. Этот сюжет, очевидно, должен был способствовать формированию в глазах современников образа юного наследника как будущего героя, способного по возмужании совершать великие подвиги и освободить свой народ от ига иноверцев. В последние годы своей жизни великий князь Василий Дмитриевич не отдавал «выхода» в Орду и вёл себя практически как независимый правитель. Нескончаемые «замятии» и дворцовые перевороты, происходившие в Орде, создавали в русском обществе ощущение скорого падения ненавистного ига. В этой связи можно отметить, что образ Самсона в качестве символа будущей победы юного князя над иноверцами как нельзя лучше отражал подобные настроения. Согласно библейской истории, Самсон появился на свет в то время, когда израильский народ, не имея сильной власти, уже много лет находился под игом иноверцев-филистимлян. Не случайно само рождение Василия Васильевича было окутано многочисленными легендами, побуждающими видеть в нём «великого князя», явно напоминающими библейское предание о рождении Самсона. В Москве чеканка монет с Самсоном осуществлялась длительное время, как минимум в течение нескольких лет.

Тяжёлая и длительная Северная война (1700 – 1721), начавшаяся с неудач и окончившаяся полной победой России, имела для неё огромное значение. Основная цель Северной войны – борьба за выход к Балтийскому морю – была завещана Петру I предшествующей историей Московского государства. Реорганизовать русскую армию, создать сильный флот, разбить шведов и в результате «ногою твёрдой стать при море» – эту трудную и большую задачу удалось решить только благодаря крайнему напряжению всех сил государства, руководимого железной волею Петра I.
Решающая Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года – в день святого Преподобного Сампсона Странноприимца. Сама собой возникла аналогия с описанием первого подвига Самсона (Солнечный /евр./) – одного из наиболее любимых ветхозаветных героев, живших в XII веке до Р.Х.; 12-й судья Израиля. В 13-й главе библейской «Книги Судей» повествуется: «И пошёл Самсон с отцом своим и матерью своею в Фиминафу, и когда подходили к виноградникам Фиминафским, вот, молодой лев, рыкая, идёт навстречу ему. И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руках у него ничего не было».
Перед началом Полтавской битвы Пётр обратился к войскам незабываемыми словами: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». Ценой тяжёлой и длительной борьбы Россия добилась осуществления великой исторической задачи – свободного выхода к Балтийскому морю, без чего невозможно было её дальнейшее экономическое и культурное развитие. К началу XVIII века образ Самсона, в трансформированном на российский лад виде, был вплетён в былины и апокрифы и отождествлялся с Петром I. Лев, изображение которого входило в эмблематику шведского герба, означал грозного противника России Карла XII, «всякими нападками на Российское государство известного».

Идея же «привязки» к Полтавской победе «солнечного богатыря» Самсона, принадлежала префекту Киево-Могилянской академии Феофану Прокоповичу. Прокопович допустил подстановку: 27 июня – день Святого Сампсона Странноприимца, ничего общего с библейским Самсоном не имеющего. Но приём этот – подмена христианского святого библейским героем с тем же именем – был так эффектен, что Ф. Прокопович пошёл на эту подмену, а Пётр и все последующие с восторгом её приняли. Пётр тут же приказал отпечатать «Слово» на русском, польском и латинском языках. С лёгкой руки Феофана Прокоповича образ библейского героя Самсона, растерзавшего льва, прочно вошёл в петровскую культуру – в литературно-публицистические тексты, гравюру, скульптуру, архитектуру.

В 1735 году, уже во времена Анны Иоанновны, в 25-летнюю годовщину Полтавской победы была установлена первая петергофская фонтанная статуя Самсона. Сама идея, не только скульптурной группы, но и всего петергофского ансамбля, принадлежала Петру I. В архивах хранятся эскизные наброски, чертежи Петра, ставшие основой для строительства дворцов и возведения парков с фонтанами, создававшимися крупнейшими русскими и иностранными архитекторами с 1714 года.
Создавал скульптурную группу для петергофского фонтана итальянский скульптор К.Б. Растрелли, который обратился к гравюре Зубова и Карновского. Растрелли также представил Самсона разрывающим пасть льва. Как это изображено и на гравюре, растреллиевский Самсон был одет в плащ из львиной шкуры. Следуя библейской версии, Растрелли представил Самсона бородатым, с длинными волосами (как посвящённый с детства служению Богу, герой не должен стричься). Композиция, заимствованная Растрелли у Зубова и Карновского, оказалась исключительно удачной для фонтанной скульптуры. Группа «Самсон» стала идейным центром Большого каскада и всего ансамбля.

Судьба скульптурной группы главного петергофского фонтана оказалась остродраматической. Замысел её выкристаллизовывался четверть века – с 1709 по 1734 год. Но, выполненная по модели Б.К. Растрелли свинцовая группа, подобно остальной свинцовой скульптуре Большого каскада, со временем деформировалась, и её пришлось снять. По рекомендации специальной комиссии Академии художеств решено было отлить их из бронзы. Итальянский скульптор К.Б. Растрелли, посвятивший свой талант Петру Великому, глубоко проникся его идеями и величием его дел. Потому растреллиевский герой остался «в веках».

Автор второго «Самсона» Михаил Иванович Козловский был ярчайшим выразителем классицизма в скульптуре, как Бартоломео Растрелли – стиля барокко. Исходя из эстетических принципов классицизма, Козловский изобразил своего героя совершенно обнажённым. Это позволило придать скульптуре предельно ясный силуэт, чётко обозримый со всех точек береговой дуги ковша. В скульптурной группе «Самсон, раздирающий пасть льву» (золочёная бронза) Козловский гармонично слил противоборствующие силы – героический порыв человека и ярость зверя. Выполнение моделей, отливка, чеканка статуй длились семь лет – с 1799 по 1806 год. Создавая новое произведение, Козловский сохранил идейное содержание прежней скульптуры – монумента победы России в борьбе со шведами. Выполненная в годы, овеянные славой суворовских походов, скульптурная группа Козловского в величавой эпической форме отразила народное понимание красоты подвига, совершённого во имя Родины. Произведение Козловского – одно из высших достижений русской скульптуры XVIII века. Через сто сорок лет монумент, который должен был простоять века, был похищен фашисткими оккупантами и вывезен немецкой «кунст-командой» за пределы России в 1942 году. Дальнейшая её судьба осталась неразгаданной по настоящее время.

Во время Отечественной войны Петергоф был захвачен немцами и находился в оккупации 28 месяцев. После освобождения 27 января 1944 года Петергоф был переименован в Петродворец, началось его разминирование и постепенное восстановление. Встал вопрос о воссоздании в первую очередь скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву». Воссоздание третьего «Самсона» было поручено скульптору Василию Львовичу Симонову, одному из старейших и опытнейших монументалистов Ленинграда. Симонов сначала скопировал известную группу Козловского «Аякс, защищающий тело Патрокла», чтобы «войти» в манеру Козловского. И только после этого он счёл возможным приступить к непосредственной работе над «Самсоном». Из нескольких сотен фотографий было отобрано восемнадцать, по которым Симонов приступил к первому этапу воссоздания. На основании этих изображений выполнялось восемнадцать силуэтов «Самсона», где он представлен со всех сторон. В свою очередь эти силуэты были переведены на прозрачную кальку, вставлявшуюся в экран. И силуэты, и эскизы были одинакового размера – тридцать сантиметров (одна десятая подлинных размеров «Самсона»). Симонов ставил своего маленького «Самсона» на экран, сличая скульптуру с контурами силуэтов на экране, добиваясь точного совпадения эскиза с этими контурами во всех его поворотах. Этот метод изобрёл сам Василий Львович. Следующим этапом был скульптурный эскиз «Самсона» уже в одну треть натуры, то есть высотой в один метр. Дальше следовала работа над моделью в натуральную величину: вначале в глине, потом в гипсе и, наконец, отливка её в бронзе. Здесь нельзя сказать о помощнике Симонова ленинградском скульпторе Николае Васильевиче Михайлове, который в основном осуществлял выполнение скульптуры в натуральную её величину, так как многое дорабатывалось в самом процессе увеличения модели. Именно в этом содружестве «Самсон» возрождён полностью.

Последний этап работы – отливка его в бронзе – выполнялась на ленинградском заводе «Монументскульптура» при непрерывном наблюдении и Симонова и Михайлова. Вновь отлитая скульптура состояла из четырнадцати отдельных частей вместо старых пяти, весила пять тонн при высоте три метра двадцать четыре сантиметра (так же, как и пропавший её предшественник).

На своё законное место точная копия «Самсона» вернулась 31 августа 1947 года. В тот воскресный день «Самсон», весь сверкающий золотом под лучами яркого летнего солнца, торжественно провезли по улицам города. Его появление в Петергофе стало важным событием в жизни послевоенного Ленинграда. ...«Самсона» везут!» - Сотни голосов повторяли этот радостный возглас, когда величественную бронзовую фигуру провозили на специальном автоприцепе по шумному Невскому проспекту. Исполинская статуя медленно продвигалась между шпалерами людей. Это шествие возрожденной скульптуры было поистине триумфальным. В толпе раздавались аплодисменты, люди размахивали платками и шляпами. Как старого друга приветствовали ленинградцы своего «Самсона», так хорошо знакомого всем, кто бывал до войны в Петродворце». Так взволнованно описывал увиденное корреспондент любимой ленинградцами «Вечёрки».

Движение бригады монтажников на автоприцепе с «Самсоном» началось от здания завода, расположенного неподалеку от Волковского кладбища. Затем бронзовый «Самсон», начищенный до блеска, горделиво продвинулся по Лиговскому проспекту и свернул у Московского вокзала на Невский проспект. Очевидец события М.А. Тихомирова, хранитель музейных фондов Петергофа, вспоминала: «Средь ликующего людского моря медленно двигался грузовик с платформой, на которой величественно возвышался сверкающий золотом под яркими лучами солнца «Самсон». Рядом с ним, держась за ногу пятитонного гиганта, сидел Василий Львович Симонов. Он плакал счастливыми слезами. Люди, радостно встречающие шествие, плакали вместе с ним. Они рукоплескали, кричали «ура!». Военные отдавали честь, милиционеры давали необычному каравану зелёную улицу. Да и без того все машины, автобусы и троллейбусы, встречавшие «Самсона», останавливались сами, пропуская его, другие медленно следовали за ним, образуя как бы почётный эскорт».
Пройдя весь Невский, грузовик с «Самсоном» свернул на улицу Герцена и, миновав Исаакиевскую площадь, двинулся улицами Ленинграда в сторону Петергофа. Далее по Черному спуску (специальная дорога для тяжелых грузов) автоприцеп благополучно прибыл в Нижний парк, где бригада монтажников приступила к установке бронзового гиганта. И здесь произошло несколько интересных исторических фактов.

По плану «Самсон» должен был прибыть лёжа, так как следовало снизу, в полое тело льва ввести фонтанную трубу, а затем уже ставить скульптуру на место, поднимая её в вертикальное положение. Для чего были подготовлены ручные тали. Триумфальный въезд «Самсона», стоящего на платформе, опрокинул все планы. Установка скульптуры в стоячем положении требовала крана, которого не было. Но рабочие совместно с помошниками-доброхотами точно поставили гиганта на пьедестал при помощи лишь ручных талей. Но надо было ещё вставить фонтанную трубу. Для этого подозвали мальчугана лет семи, из числа тех, кто крутился рядом. Это был худенький, взъерошенный мальчуган, которому поручили проползти с отрезком трубы в одно из четырёх отверстий под пьедесталом. Снизу он влез в полое тело льва, ловко протолкнув перед собой трубу, но что-то долго не вылезал обратно. Неожиданно из разверстой пасти грозного льва донёсся тоненький отчаянный детский плач. Мальчуган застрял. Рабочие осторожно помогли ему выбраться оттуда. Из воспоминаний М.А. Тихомировой: «Лев ещё несколько раз взвизгнул – и вот, наконец, у пьедестала появилась маленькая фигурка. Мальчуган был явно очень испуган, его курточка разорвалась, белокурые волосы стояли дыбом, но на заплаканном, перепачканном лице уже появилась улыбка. Он выбирался из Ковша под аплодисменты, а потом убежал мимо протягивавшихся к нему рук куда-то в глубь парка. Так и остался безымянным этот маленький участник самсоновской эпопеи, сыгравший в ней немаловажную роль».
14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие статуи «Самсона» в Петергофе с пуском фонтана из пасти льва под звуки фанфар и фейерверочную иллюминацию. Казалось, что это была прежняя скульптура. Возвращение «Самсона» на прежнее место было приурочено к Дню танкиста – ведь именно танкисты первыми ворвались в Петергоф и освободили город. Для ленинградцев вновь возрожденный «Самсон» стал символом Победы в Великой Отечественной войне и символом восстановления разрушенного войной и блокадой Ленинграда.

С 1947 года «Самсон» золотили несколько раз - в 1950-х, 1970-х, 1990-х годах и в 2002 году. 31 декабря 2010 года знаменитая на весь мир скульптура впервые с 1947 года покинула свой постамент на Большом каскаде фонтанов Петергофа и отправилась на реставрацию. На историческом постаменте после реставрации скульптуру установили 17 апреля 2011 года. Много лет подряд в последний выходной лета в Петергофе объявляется праздник «Самсона», который является ещё одним шагом к возрождению праздничных петровских традиций Северной столицы. Образ российского Самсона – это не только символ Петергофа и Петербурга, но и образ русской культуры, символизирующей славу русского оружия и героизм нашего народа.
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024