Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 


 Татьяна Коробкина      Плакаты первых десяти лет советской власти в коллекции Научной библиотеки при Российской академии художеств


из научного сборника: Академия художеств в прошлом и настоящем. Материалы международной научной конференции к 260-летию со дня основания / Институт имени И.Е. Репина; научн. ред. Ю.Г. Бобров; сост. А.И. Шаманькова. СПб.: Чистый лист, 2018. - 476 с.: ил.

 

 

В фондах Научной библиотеки при РАХ помимо книг, журналов и фотографий хранятся зарубежные и отечественные  плакаты разнообразной тематики.

Плакат представляет собой вид изобразительного искусства, выразительные средства которого призваны рождать у зрителей мгновенный отклик на информацию, побуждать к немедленному действию. Лаконичный, яркий, сконцентрированный художественный образ сопровождается кратким текстом – лозунгом. Плакат не рассчитан на долгое разглядывание. Предполагается, что его суть, содержание  должны быть поняты с первого взгляда. Крупнейший художник -  плакатист Дени (Денисов Виктор Николаевич, 1893-1946) дал следующую характеристику сути плаката [10, с.86]:

Что есть плакат и какова природа плаката?

Говорю в качестве старого плакатиста-солдата!

Плакат не есть длинное чтиво,

Относись к зрителю бережно и учтиво.

Плакат должен быть ясен и прост,

Таков плаката пост.

Плакат есть молния к сознанию зрителя.

Взглянул зритель и мыслью объят,

Вот это и есть плакат.

Повествовательность, многословность, неоднозначность прочтения образа противоречат плакатной риторике.

Искусство плаката достигает особого расцвета в сложные исторические моменты. Достаточно вспомнить, что в России этот вид графики начинает свою историю с растопчинских «афиш» времен Отечественной войны 1812 года. Революционный период 1917 года, время Первой мировой (1916-1918 гг), затем гражданской (1918-1921гг) и Великой Отечественной войн (1941-1945 гг) также отмечены стремительным взлетом мастерства отечественных художников-плакатистов. В данной статье речь пойдёт о плакатах из фонда Научной библиотеки при РАХ, созданных в течение десяти лет после русской революции 1917 года.

Плакатная продукция была неотъемлемой составной частью монументальной пропаганды и  агитационной деятельности, развернутой большевистским правительством сразу после Октябрьской революции в России. Художники-плакатисты должны были молниеносно, иногда быстрее газет и листовок, реагировать на происходящие вокруг события. Плакаты печатались не только литографским способом,– иногда краска наносилась на бумагу с помощью трафарета (например, плакаты окон «Роста» [5, c. 35]), а их тираж варьировался от нескольких сотен (периферийный плакат) до нескольких десятков тысяч листов.

Весь объем плакатов коллекции Научной библиотеки 1917-1927 годов выпуска можно условно разделить на следующие тематические группы: агитационные политические, просветительские (включая санитарные и издательские листки), военные, хозяйственные (в том числе кооперативные и сельскохозяйственные) плакаты.

Плакаты первых послереволюционных лет трудно назвать правительственными (до образования в 1922 году Страны Советов), так как в тот момент ещё не было ясно, кто удержит власть в своих руках. Отсюда следует непосредственность и сила чувств художника, захваченного идеей. О непростой судьбе агитационного плаката и о политических разногласиях той поры говорит отпечатанное на некоторых ранних  агитках предупреждение: «Строжайше запрещается срывать и заклеивать плакат. Виновные будут привлекаться к ответственности». Наглядным примером сказанному служат два  плаката неизвестных художников из коллекции библиотеки, изданных в 1919 году [4, c. 202, 209]: «Революционная песня» («Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе!»),  и «Тот мало ненавидел старое кто ропщет на новое».

К самым ранним плакатам революционной поры, стоящим у истоков советского агитационного плаката, историю которого специалисты ведут с осени 1918 года [11, c. 21], относятся две многоцветные литографии крупнейшего плакатиста Апсита (Апсит (Апситис) Александр Петрович, 1880-1944) - «Интернационал» и «Мщение царям» (или «Варшавянка»). При печати полного текста песни «Варшавянки» сохранена старая орфография. Несмотря на то, что дата (и тираж) печати  плакатов не указана, специалисты относят появление обоих листов к концу 1918 года [4, c. 160, 170].

Творчество другого известного плакатиста революционной поры, Дени, представлено двумя плакатами, выполненными в сатирической тональности. Первый  лист относительно небольшого размера (65х45,5 см) напечатан в 1920 году [4, c. 164] и  сопровождается следующим текстом «Капитал: Я советскую Россию в кулак сожму!!! А … придется только с безсильной яростью кулаки сжимать». Второй плакат «На могиле контрреволюции» широко известен. Он был напечатан в том же 1920 году в Москве, а затем регулярно экспонировался на выставках [1], воспроизводился в различных зарубежных [13, c. 36] и отечественных печатных изданиях и  перепечатывался к юбилейным революционным датам.

Плакат «Велика скорбь – велико наследие» выполнен художником – графиком, иллюстратором книг Максимом  Владимировичем Ушаковым-Поскочиным [6] (1893-1943) как отклик на смерть вождя мирового пролетариата В.И. Ленина и напечатан в Ленинграде в 1924 году. Композиция выдержана в трагически-напряженной красно-черной-белой гамме и полна героического пафоса и аллегорий: падающая красная звезда оставляет широкий светлый след на черном небе, нескончаемая вереница желающих отдать последнюю дань уважения вождю, покоящемуся в уходящем в высь, задрапированном черной материей мавзолее. Образ усыпальницы вождя решён художником в виде условного зиккурата, глядя на который, вспоминаешь макеты непостроенного Дворца советов, эскизы трибун К. Малевича и Л. Лисицкого к праздничным мероприятиям [12, c. 47-48].

Отзвук идеи Дворца Советов мы также видим на плакате, выполненном украинским графиком и скульптором Адольфом Страховым-Браславским (1896–1979), «Навстречу мировому Октябрю». Монохромное изображение двух скульптурно вылепленных мужских голов разделяет красный высокий многоступенчатый постамент с фигурой В. Ленина на вершине. Двухцветное решение характерно и для литографии А. Страхова-Браславского «Международный юношеский день. Ким – наше знамя». Оба плаката были напечатаны в 1925 году в Харькове.

В связи с проведением летом 1920 года II конгресса Коммунистического интернационала Сергеем Ивановичем Ивановым (1885–1942) был создан плакат с лозунгом «Да здравствует III-й Коммунистический Интернационал» на четырех -  английском, испанском, французском и немецком - языках.

Просветительской тематике (включая санитарные и издательские листы) посвящены десять постреволюционных плакатов из фонда Библиотеки.

Всем читателям библиотек знакомы так называемые библиотечные плакаты. Как правило, они призывают соблюдать тишину в читальных залах и бережно относиться к книгам, а также напоминают о пользе чтения. В неспокойные годы становления советской власти эта тема не только не была забыта, но и достаточно остро ощущалась. В фондах библиотеки Академии художеств хранятся как простые текстовые библиотечные плакаты, представляющие собой напечатанные на листах небольшого формата, иногда обрамленные виньетками, высказывания известных представителей культуры, так и замечательные художественные образцы этой культурно-просветительской группы плакатов. Как отмечает Б. С. Бутник-Сиверский, «лишь такие художники, как С. Иванов и И. Симаков, создали и здесь сложные сюжетные композиции» [4, с. 33]. Среди них – две двухцветные литографии Сергея Иванова, отпечатанные в 1920 г. [4, c. 491, 502] в Государственном издательстве Петрограда.

Лист «Чтение – одна из обязанностей человека» представляет собой геральдическую композицию, где для лозунга, помещенного между фигурами читающих мужчины и женщины, художник подобрал шрифт, стилизованный под буквы, высеченные на камне. Лист «Книга ничто иное, как человек, говорящий публично» выполнен в несколько мистическом ключе: две прекрасно прорисованных мужских руки, появляющиеся откуда-то сверху, с неба, держат раскрытую книгу перед маленьким человеком, выступающим с трибуны перед огромной массой людей в окружении высоких городских домов. Небольшой размер этих листов (соответственно 48×65 см и 64×47 см), некоторая многословность, рассчитанная на долгое рассматривание, свидетельствуют о том, что эти плакаты предназначались не для улиц и площадей, а для экспонирования в помещениях.

Два листа графика, автора многих экслибрисов Ивана Васильевича Симакова (1877–1925) настаивают на необходимости чтения книг. Двухцветная литография, отпечатанная в 1919 г. в Государственном издательстве Петрограда, в качестве лозунга использует слова В. Г. Белинского «Книга есть жизнь нашего времени» с дополнением: «Книга – это ковер-самолет, который подхватывает вас и облетает с вами весь мир». Второй лист художника («Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты. Книга это сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым») отпечатан в 1920 г. в той же типографии. Стилистика изобразительного ряда этих плакатов, их повествовательность перекликаются с книжной иллюстрацией. Таким образом, библиотека Академии художеств обладает лучшими образцами библиотечного плаката послереволюционного десятилетия.

Важнейшей проблеме  послереволюционного (и современного) периода истории – безграмотности и беспризорности детей – посвящен плакат художника, имя которого неизбежно ассоциируется с советской батальной и панорамной живописью, Рудольфа Рудольфовича Френца (1888-1956), - «6 000 000 детей, необслуженных школой – страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорных подростков». Литография в три цвета создана художником в 1923 году, в период его работы в агитационно-плакатной мастерской Декоративного института, организованного в Петрограде при Народном комиссариате просвещения [8, c. 5].

Неоднозначно читается сегодня призыв листа, отпечатанного без указания даты и фамилии автора в технике многоцветной литографии в Москве: «Рабочий и крестьянин! Иди в науку, иди в искусство. Сделай их рабоче-крестьянскими». Посередине композиции помещена книга с цитатами не только Ленина, Маркса и Герцена, но и  Троцкого, что дает основание считать, что плакат отпечатан не позднее 1927 года, когда Троцкий был снят со всех постов и отправлен в ссылку.

Уникальными в нашей коллекции являются два плаката, выполненные трафаретным способом клеевыми красками в несколько цветов, при этом лозунг и выходные данные отпечатаны типографским способом. Оба плаката - «Красноармеец, раздави шляхетскую гадину!» и «Рабочий, удар по наковальне, что удар по голове польскому пану» - отпечатаны по заказу Казанского губернского комитета Р.К.П. в 1920 году. На первом листе, выполненном в четыре цвета, художник изобразил красноармейца, поражающего польского пана. Второй лист отличается более сложной композицией: рабочий бьет по наковальне, от которой в сторону пана отлетает молния. При этом образ пана представлен большой безобразной головой. Одновременно на эту отвратительную голову пана нападает воин, вооруженный мечом. Неизвестный художник использует здесь распространенный в революционную эпоху мотив рабочего с молотом и наковальней, встречающийся у признанных мастеров художественной агитации: в плакатах В. Дени «Каждый удар молота – удар по врагу!» [7, c. 62], М. Черемных «Рабочий с молотом», В.В. Маяковского [2, c. 219-221]. Как отмечает Б.С. Бутник-Сиверский [4, c. 271, 381]  существует по два варианта каждого из этих плакатов, которые хранятся в Санкт-Петербурге в Музее политической истории, в Российской национальной библиотеке и в Библиотеке Академии наук.

В Казани, как и предыдущие два плаката, была напечатана двухцветная небольшая по размеру (29 x 41 см) литография «Кто против народа, тот хочет, чтобы было так. Кто в партии, за народ, тот говорит: нет, пусть будет так». К сожалению,  автор этой карикатуры на мировой империализм не известен.

В коллекции Библиотеки хранятся два плаката известного отечественного живописца и графика Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971). Хромолитография «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн» была отпечатана в 1925 году в Ленинграде, где годом раньше был издан ставший впоследствии хрестоматийно известным в качестве примера конструктивистского направления в искусстве 20-х годов другой лист художника [3] - «Советы и электрификация есть основа нового мира».

Тема роли женщины в построении нового общества также нашла отражение в творчестве плакатистов раннего периода истории страны Советов. Две цветные литографии неизвестных авторов «Новый быт – детище Октября» (1920-е годы) и «10 лет Октября. Работница и крестьянка, берегите и укрепляйте завоевания Октября» были отпечатаны в Ленинграде.

В фонде Библиотеки хранятся плакаты, изданные очень небольшим тиражом. В основном, это периферийные плакаты хозяйственной тематики. Два листа принадлежат курскому архитектору-художнику Александру Николаевичу Аршинову (1900-1942): «От производителя через кооперацию к потребителю» и «Кооперация сто лет искала правильного пути улучшить матерьяльное и духовное положение рабочих и только Октябрьская революция указала истинный путь кооперации». Удивительно, как художнику удалось, используя только две краски (черную и красную), избежать резкого цветового контраста на листе и создать ощущение многоцветного плаката. Обе литографии были отпечатаны в 1923 году в Курске тиражом всего пятьсот экземпляров каждая.

В том же году в Гомеле  чуть большим тиражом – шестьсот экземпляров – был издан плакат «До борьбы с хищениями и взяточничеством». В семи клеймах изображены сцены хищений и последствий этих действий. Каждая картинка сопровождается рифмованными строчками. Автор этой работы не известен.

Совершенно мизерным тиражом в триста пятьдесят экземпляров был отпечатан плакат астраханского художника Сергея Петровича Сахарова [9] (1882-1961)  «1-е мая Великий пролетарский праздник всего мира!». Можно лишь удивляться как этот лист, напечатанный в Астрахани в 1923 году, сохранился и какими путями он попал в фонд Научной библиотеки при РАХ.

Ввиду непрочности бумажного носителя как такового  (а плакаты революционной поры отличаются тонкой бумагой плохого качества) и многих исторических и социальных катаклизмов, пережитых нашей страной в течение прошлого века, до наших дней дошла только малая толика плакатной продукция той поры. И некоторая часть из этого драгоценного наследия бережно хранится в коллекции Научной библиотеки при РАХ.

В данной статье были описаны около тридцати из сорока семи плакатов, напечатанных в России с 1917 по 1927 год и хранящихся в фондах Научной библиотеки. В процессе подготовки материала автором были выявлены многие имена художников – авторов плакатов. При написании статьи была сохранена орфография плакатных лозунгов.

 

Библиография:

1.      Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Каталог выставки. М., 1979.

2.      Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932. В 2-х тт. Т.2:Таблицы. М., 2002.

3.      Бархатова Е., Шклярук А.  Конструктивизм в советском плакате. М., 2005.

4.      Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат эпохи гражданской войны. М., 1960.

5.      Горощенко Г.Т. Иллюстрация. Плакат. М., 1961.

6.      Максим Владимирович Ушаков-Поскочин. Изд. «Петрополь», 2011.

7.      Россия – ХХ век. История страны в плакате. М., 2000.

8.      Рудольф Рудольфович Френц. Каталог выставки. Л., 1970.

9.      Сахаров С.П. Астрахань. Л., 1961.

10.  Свиридова И.А. Виктор Николаевич Дени. М., 1978.

11.  Снопков А,  Снопков П., Шклярук А. 600 плакатов. Москва, 2004.

12.  Шамшур В.В. Празднества революции. Минск, 1989.

13.  Piltz G. Russland wird rot. Satirische Plakate 1918-1922. Berlin, 1977

Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2020