Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Оксана Дубицкая Из научного сборника «Петербургские искусствоведческие тетради» №18

Петербуржские граффити: постмодернизм и / или вандализм?

Проблемы Нью-Йорка – опасные перекрестки, уличный шум, дорожные пробки, грязь в бедных кварталах и … граффити.
Несравненные творения райтеров вне зависимости от желания можно обнаружить не только на заборах, фурах, на видавших виды стенах бруклинских станций метро, но и на дорогой недвижимости в Гринвич Вилледж.

Надо признать, власти добились определенных успехов в борьбе с тинейджерами. Из-за граффити вагоны сабвея были полностью заменены новыми со специальным покрытием, не воспринимающим краску. Мэр Нью-Йорка формирует бригаду антиграффити, доверив дело государственной важности офицерам полиции. Вопреки авторитетному мнению Байо Филисиано, утверждавшему, что «граффити может победить только граффити», новоявленные тэги ART CRIMES можно встретить все реже и реже. Впрочем, в подземке на станции Кингтон-авеню появились антисемитские граффити и свастики. Political uncorrect: нарочито дурной тон и пренебрежение нравами меньшинства. Но эти характеристики не касаются всей контркультуры. Существует и противоположная точка зрения на политически активную пропаганду средствами граффити. После теракта 11 сентября бруклинские райтеры сотворили не ради денег масштабное политическое «послание», компенсируя невозможность обратиться напрямую к потенциальному адресату. Это, так сказать, «Стена» для зрителя а не каллиграфические экзерсисы враждующих «я».
Кто бы мог подумать, что проблемы Нью-Йорка станут проблемами Санкт-Петербурга?

Предания питерских райтеров упоминают неких Баскета и Бармолея как легендарных персонажей якобы стоявших у «истоков развития петербургских граффити».
Фактически, в начале 90-х увлечение тэгами и прочими американскими «игрушками» явилось во всей красе. С каждым годом количество тинейджеров, вооруженных баллончиками с аэрозолью, увеличивалось в геометрической прогрессии, так велико оказалось желание оставить свой след на стене, заборе, всевозможных парапетах набережных Невы, Мойки, Фонтанки, где-нибудь на сиденье в троллейбусе или трамвае…

Иными словами, малолетние хулиганы «расправили крылья» и понеслись по улицам, гордясь умением изображать ART CRIMES тэги и детсадовских «чертиков» в подъездах, подворотнях и на автобусных остановках.
Власти поспешили продемонстрировать лояльность: в июне 1997 года в Петербурге было официально объявлено соревнование граффитистов. Тогда участниками стали две команды (crew). Спустя десятилетие в городе активизировались следующие объединения:

Un Dead Crew (ИДС)
Команда-ветеран. В состав входили до недавнего времени «герои», скрывавшиеся под никами Shamalet и Stritman
Приоритет деятельности - бомбинг
DS CREW
В составе: SPLASH, DNA и SPY
Их «несравненные» творения, как правило, «украшают» здания Кировского района. Группа сумела соригинальничать, а именно: «ввести» в комбинацию слов и символов цифровую эстетику векторной графики. Граффити выделяются среди прочих яркой манерой исполнения стиля «З-Д».

SPP (St. Petersburg Patriots)
Группа существует с 1995 года
В составе: Denis, Taras, Vadim

Fabia (FBA)
Команда образована в 2000 году. Место дислокации – северо-восток Петербурга

North West Skill
Команда известна с 1999 года. В составе: Ase aka Tyz aka Acё, JAFO aka j-4, grad, Quik aka ZUICH

ДТС
Ходят слухи, что это – дуэт CASPA и OFg

Slam Power Crew (SPS)
В составе: Slammer, Grey иTeen

Гаражи, которые тянутся бесконечными шеренгами вдоль железнодорожных магистралей, стали любимыми «жертвами» вдохновенного террора: гладкая поверхность крыши и дверей – голубая мечта райтера. А вокруг – тишина…

Очень удобно. Все условия для организованного «пленэра» созданы незадачливыми владельцами личного транспорта. Тэггинг проник на стены депо. Странно, что остался незамеченным NYTimes, зато попал в поле зрения местных властей. Для Октябрьской железной дороги теги, которыми юнцы от нечего делать разрисовывают вагоны электропоездов – серьёзная проблема. «Согласно утверждению и.о. начальника службы пригородных перевозок Октябрьской железной дороги (ОЖД) А.Касаткевича, ущерб от райтеров в первом квартале 2007 года составил 450 тысяч рублей, в 2006 году – 2 млн. рублей, в 2005 – 3,5 млн. рублей» - сообщает корреспондент информационного агенства
http://u.to/7sFJ

Помимо финансового ущерба, подобные действия несут в себе угрозу ЧП, т.к. некоторые «герои» развлекаются «украшательством» электропоездов во время их стоянок на пути следования. Начальник Санкт-Петербургского Линейного управления Внутренних дел на транспорте Е. Стасишин привел в пример случай, когда неизвестные закрасили стекло в кабине машиниста во время остановки поезда на станции. А.Касаткин считает, что меры, принимаемые для обеспечения безопасности поездов, только раззадоривают хулиганов. Более того, на каком-то таинственном портале, где райтеры размещают фотоизображения разрисованных ими вдоль и поперек поездов, было объявлено специальное вознаграждение за «боевую раскраску» «Белого лебедя». Так на сленге называют комфортабельный поезд сообщением Санкт-Петербург – Тосно.

Касаткин выразил сомнение по поводу того, что райтеры уймутся, несмотря на то, что было выделено отдельное сопровождение и охрана для поезда. Видимо, есть причины, толкающие хулиганов на необъяснимые поступки. Так или иначе, особой популярностью у любителей острых ощущений пользуется территория, примыкающая к юго-западной ТЭЦ в Кировском районе; стены под железнодорожным мостом на стыке Заневского проспекта и проспекта Косыгина в Красногвардейском районе; Таврический сад; внутренний дворик дома образцово-показательной культуры в Невском районе (точный адрес: Итальянская, 35). Здесь обустроена площадка для воспитанников детского сада, здесь же – место сборищ тинейджеров, упражняющихся в скабрезных надписях, Граффити включают трафареты, символику скинхедов, панков, бейкеров, неофашистов, фанатов Б.Г., «Алисы», «Агаты Кристи», «Кино», АС/ДС, Metallica, Cannibal Corpse, U-2, «Prodigy» и проч. Иными словами, транслируют интересы контркультуры.

Бетонная ограда и подножие виадука в пятистах метрах от станции метро «Ладожская» теперь считается едва ли не «официальной стеной». Здесь можно сделать ставку не на скорость, а на стиль, таким образом перейти от «количества» к «качеству». Впрочем, «количество» и «скорость», с которой воспроизводятся надписи, по-прежнему, котируются у наиболее агрессивных райтеров, тех, кто является затем чтоб поставить «крест» на чужих тэгах и сверху «увековечить» свои.
Большинство граффити не имеют собственно «петербургской» темы как таковой, но зачастую включают в текст сентенции типа «Цой жив», реминисценции Достоевского, например, «Родя, мы с тобой!». В конце концов, существует бар-ресторан «Достоевский», в котором мирно соседствуют европейская и русская кухни. Расположен он, как известно, на Владимирской площадке, где по прихоти автора Раскольников просил прощения у Сонечки Мармеладовой. Почему бы не исписать стены интерьера buble letters, а заодно и площадь? Так ведь нет. Маргинальные зоны пространства, скрытые за парадным фасадом выдуманного города манят сильнее. Именно в запретных местах: на белой стене со встроенной проходной будкой, возле решетчатых ворот со звездами и якорями, у входной двери университетского корпуса фанатам хочется вывести огромными буквами «Зенит чемпион!».

Реже в качестве текстов используются литературные цитаты, иногда исковерканные до неузнаваемости. Между прочим, в той или иной степени, реплики и лозунги райтеров – почти всегда цитаты. Это, по существу, визитная картинка постмодернистской игры. Переступить же грань, разделяющую шрифтовой тренинг и искусство постмодерна петербургским граффитоманам не удается.

«Нарциссические фантазии» райтеров, может бать, и безграничны, но найти и адекватно реализовать себя сумела одна DS crew. Речь, в частности, идет о том, что существующие группировки, сами не сознавая того, производят впечатление пленников роли enfant-terrible from America. Их граффити подражательны. Граффитомания на американский манер – вариант контркультурной моды, которая как всякая мода со временем проходит.

Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2018