Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 


 

«Рыцарь искусства» – так называлась выставка произведений скульптора Альберта Серафимовича Чаркина (1937-2017), посвящённая 80-летию мастера. Экспозицию можно было видеть нынешней зимой в Голубом зале Научно-–исследовательского музея Академии художеств.

Судьба талантливого ваятеля, народного художника России, действительного члена Академии художеств, профессора и председателя Правления Союза художников Санкт-Петербурга сложилась так, что при жизни, участвуя во всех разномасштабных коллективных выставках, во многих конкурсах на возведение монументальной пластики и установке памятников, он не успел показать зрителям своё искусство широко и всеобъемлюще. Выставка в Академии стала его первой персональной.

Автор экспозиции – Мария Альбертовна Чаркина – понимала, что оформить Голубой зал крупноформатными фотографиями памятников и декоративных композиций, созданных отцом, невозможно: и пропорции зала не велики, и сделать в сжатые сроки качественные постеры с произведений, установленных в разных городах России – Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Чебоксарах, Кронштадте, Выборге, Алупке, Сарове,  Коряжме  и в городах других стран пока не под силу.

Решение родилось иное – обыграть интимное пространство зала, а главной целью выставки обозначить идею зарождения художественного образа, показать маршрут осуществления замысла в итоговой скульптуре, что всегда интересно любознательным зрителям и полезно видеть студентам творческих факультетов. Вспомним, что Музей при Академии ещё со времён её первого президента И.И. Шувалова выполняет миссию уникального методического центра.

Такая концепция позволила избежать холодного официоза и выложить в витринах мелкую пластику – плакетки и медальоны, композиционные зарисовки, фотографии из личного архива, фрагменты писем, конспекты и дневниковые рассуждения, касающиеся искусства. А срединное пространство зала представить своеобразным полем духовных диалогов, которые словно в немом молчании, поведут между собой скульптурные изображения писателя Максима Горького, поэта Сергея Есенина, певца Фёдора Шаляпина, искусствоведа Саввы Ямщикова, архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), маршала Георгия Жукова и других прославленных людей нашей страны.

На полюсах центральной оси выставочной зоны, будто взывая к сердцам и душам соотечественников, были установлены модели памятников императору Александру II и первосвятителю Андрею Первозванному.

На тумбах, ограждавших периметр уютной экспозиции, разместились произведения кабинетной пластики и уменьшенные модели, осуществлённых проектов. Среди этих фигур зрительский интерес неизменно привлекала скульптурная группа, посвящённая трём советским драматургам: А. Володину, А. Вампилову и В. Розову. Идея оригинальной композиции принадлежала народному артисту, режиссёру и педагогу Олегу Табакову. Создав экспериментальный театр «Табакерку», популярный мастер сцены и экрана решил во дворике её увековечить образы трёх, наиболее уважаемых им авторов пьес, обеспечивавших, как полагал режиссёр, сорок лет работой весь актёрский цех. "В то время, когда всё было непросто и делилось на отношение с властью, они всё-таки учили нас нравственности – в том, старомодном толковании", – говорил на открытии памятника О. Табаков.

Авторы проекта – А. Чаркин и архитектор С. Саутов, – в соответствии с пожеланиями Табакова постарались избежать наигранного пафоса и котурн, столь почитаемых в актёрской среде. Фигуры в человеческий рост установлены на плинтах во дворе театра так, будто они ведут между собой какой-то очень серьёзный разговор о реалиях жизни и правде в искусстве, заражая своим азартом публику, пришедшую на спектакль. И это не розыгрыш, не трюк, а ещё один способ сблизить людей в очистительном театральном катарсисе.

Для постижения тайн творческого процесса непреходящее значение имеют начальные рисунки-почеркушки. Ими сопровождался всякий новый замысел в работе А. Чаркина.  Положенные в витринах, они проясняют этапы развития художественного образа от замысла к произведению. Рассматривая их, можно видеть, как уже на плоскости бумаги намечаются контуры, объёмы и фактура скульптуры, как замысел освобождается от абрисов зыбкого воображения и обретает конкретные пластические качества. В таких часто очень опрощённых рисунках, намечаются жесты персонажа и размещение атрибутов, если они нужны в создаваемом образе, уточняется предполагаемый фон окружающей среды. Как наглядные иллюстрации тому – геральдические прориси Георгия Победоносца, рабочие эскизы к памятнику поэту Николаю Рубцову, рисунки фигур для изваяния «Кирилл и Мефодий», быстрые портретные зарисовки литературного критика Б.И. Бурсова для надгробия, установленного в Комарово.

Дневники, тетради и черновики проектов, испещрённые рукой Альберта Серафимовича, раскрывают, пусть частично, возникновение мотива и идеи  какой-либо композиции, а также стадии уточнения её смыслового содержания. Перед неискушённым зрителем, да и коллегами-художниками, раскрывался сокровенный, сугубо личный процесс воплощения найденного образа с листков бумаги в твёрдый материал – глину, гипс или бронзу.

Но графика была представлена не только в виде беглых зарисовок, предвещающих будущее творение, но и в виде крупных изображений голов, где с помощью контрастной тоновой проработки выявляется лепка монументального объёма. Речь идёт об эскизах к дипломному проекту А. Чаркина «За долю народную» (1966). На выставке они служили фоном для масштабной (в полтора роста) скульптуры – талантливому воплощению образа несгибаемого революционера-народника. Поставленная в арочном проёме Голубого зала, монументальная фигура словно выходила на встречу зрителям из исторического прошлого в не менее противоречивую современность.

Произведение выпускника-отличника было удостоено Дипломами Первой степени Министерства культуры СССР и  Дипломом Академии художеств СССР (1968). В пластических достоинствах зрелой самостоятельной работы и широком мировоззренческом кругозоре её автора Альберта Чаркина отразились не только собственные качества дипломанта, но и высокий уровень преподавательского состава скульптурного факультета – профессоров В.Б. Пинчука, М.К. Аникушина, М.А. Керзина. И.В. Крестовского, В.Н. Соколова. Альберт Серафимович всегда с благодарностью относился к учителям а, став преподавателем на родном факультете, старался следовать их педагогическому примеру.

Отдавая много времени и сил воспитанию молодых художников в стенах Института им. И. Е. Репина, будучи ректором этой прославленной школы (2001–2010), Чаркин параллельно возглавлял Санкт­-Петербургский союз художников (1996-2016).  В невероятно трудные годы,  когда художники лишились поддержки государства, он, показывая товарищам пример,  не снижал активность, а, напротив, с удвоенной энергией создавал в материале –  бронзе и мраморе бюсты, монументальные и декоративные композиции.

Художественное наследие Альберта Серафимовича огромно. Оно ещё не стало во всём своём объёме достоянием нашей культуры. По разным причинам. Но всё что мешало скульптору донести плоды своих трудов до людей, любимой им Родины, рассыплется прахом, а творения его в бронзе, мраморе и иных материалах останутся в художественной сокровищнице России.

  

Об этом говорили, выступавшие на открытии  выставки 7 декабря 2017 года нынешний ректор С.И.  Михайловский, председатель Союза художников Санкт-Петербурга А.В. Сайков, представители городской администрации К.Э. Сухенко, Ю.А. Мартемьянова, П.Г. Зеленков, актёр и общественный деятель Н.Н. Буров, Президент фонда С. Есенина  Б.А. Родин.

Поскольку в стенах ИЖСА имени И.Е. Репина традиционно учится много китайских студентов, то с привычной для Поднебесной учтивостью выступили госпожа Го Минь – Генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге и скульптор  Фюцзю. Особой душевной интарсией среди выступлений прозвучала запись голоса соученика и друга Альберта Серафимовича Чаркина, прославленного в Китае скульптора Цао Чуньшэна.

Искренние сердечные интонации продолжились и в выступлениях на вечере памяти художника, проходившего в Конференц-зале Академии 16 декабря. Добрыми воспоминаниями поделились Народные художники В.С.  Песиков, В.А. Леднев, профессор Л.М. Грабко, художник-акварелист А.А. Васильева. С шутливыми номерами выступили студенты Российского государственного института сценических искусств  (мастерская профессора С.Д. Черкасского). С забавным юмором они «оживили» некоторые скульптуры, любимые петербуржцами и знакомые им самим по почти ежедневным встречам в городской среде. Особенно удачными показались воспроизведения композиций «Остап Бендер», «Городовой», «Пётр I». Музыкальное сопровождение вечера прошло в исполнении молодого пианиста В. Батракова, а Заслуженный артист России А.Н. Тукиш пропел неаполитанскую песню «Скажите, девушки, подружке вашей», придав финалу вечера красивое завершение. 


Подводя итог впечатлениям, можно сказать, что и выставка произведений Альберта Серафимовича Чаркина, и сопутствовавшие ей мероприятия, органично влились в культурную жизнь города, который он любил всем сердцем и которому отдал весь свой художественный и человеческий талант. За рамками экспозиции остались фундаментальные работы, связанные с возведением памятников Александру Невскому, Александру III, адмиралу Ф. Апраксину, князю А. Горчакову, академикам А. Александрову, Ж. Алфёрову, В. Войтецкому,  В. Николаеву и другим деятелям науки и культуры. Но всех, кто знал А. Чаркина, надеются, что и город однажды, в один из юбилеев мастера предоставит возможность показать полнозвучно, в полный размах творчество замечательного скульптора-патриота.

 

Н.Н. Громов, профессор,

 член Союза художников

 

 

 

 

 

 

Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024