Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Сергей Ковальский Из научного сборника «Петербургские искусствоведческие тетради» №16

От «КОВЧЕГА» к «ПАРАЛЛЕЛОШАРУ»
АРТ-ЦЕНТРА «ПУШКИНСКАЯ-10»
К 20-летию арт-центра. (1989 – 2009)

«Мысль уже есть начало дела»
П.Кропоткин

«Анархия – мать искусства»
Ю.Рыбаков

Арт-центр «Пушкинская-10» - это культурный проект Товарищества «Свободная культура» . Существует с 1989 года. Развивает концепцию «Параллелошара» как пространства независимой культуры.

«СК» – творческий союз профессиональных деятелей современного искусства и культуры России и зарубежья. Зарегистрирована в Петербурге с 1991 года. Сначала как отделение Гуманитарного Фонда им. А.С.Пушкина в Москве, а затем как самостоятельная негосударственная некоммерческая организация.
Приоритетом в деятельности Товарищества является создание условий для полноценного творческого труда деятелей современного искусства и культуры и организации их контакта с гражданским обществом.
В российской культурной практике появление арт-центра «Пушкинская-10» на рубеже XX – XXI веков – это уникальный случай, когда гражданская инициатива творческих людей, представлявших в советское время «неофициальное» искусство и последовательно развивавших идею «своего места на Родине» привела к успеху.
«Оно (человечество) есть такое целое, развитие которого состоит в развитии составляющих его миллионов; и если мы уже непременно хотим делать сравнение, то материал для таких сравнений надо брать скорее из законов развития живых существ, чем из законов движения неживых тел. В действительности каждый шаг в развитии общества представляет собою равнодействующую умственных деятельностей всех составляющих его единиц, и он носит на себе отпечаток воли каждого из них» (П.Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеал. С. 244).
Означает ли вышесказанное князем Петром Кропоткиным, что художники Параллелошара анархисты? Конечно нет. Так же, как они не были диссидентами в советское время в полном смысле этого слова. Искусствоведы и политики могут клеить на нас ярлыки, но на самом деле художники вне любой терминологии. Художники – это миссионеры, чье призвание напоминать человечеству о том, что Искусство вышло из Храма Природы.
Легенда гласит: Однажды три художника, а были это Сергей Ковальский, Юлий Рыбаков и Евгений Орлов, возвращались с какого-то вернисажа. Забрели на Пушкинскую улицу и решили отдохнуть на скамеечке в садике около памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Разговаривали о судьбе русского искусства, о ТЭИИ , о том, что по-прежнему нет мастерских у большинства «неофициальных» художников. Попивали портвейн. Уже стемнело, когда неожиданно, над нашими головами раздался голос: Господа художники, хватит жаловаться, смотрите – вот то место, где вам жить и работать…
– Подняв головы мы увидели, как Александр Сергеевич указывает на дом, который выдавался из общего строя домов, как корабль, готовый к плаванью. И мы встали и вошли в темный двор этого огромного здания, как в чрево Ковчега. Поскрипывали снасти, горели редкие огни в окнах. Нас покачивало и над нашими головами проплывали звезды. И мы поняли, что путешествие в XXI век уже началось, с легкой руки Пушкина.
В 1988 году художники Ю.Рыбаков, С.Ковальский, Е.Орлов и искусствовед Л.Улитина зарегистрировали первую кооперативную галерею. В 1989 году она нашла свое место в доме 10 по Пушкинской улице и стала называться по номеру занимаемой квартиры и дома: «10–10». Это оказалось возможным потому, что дом был расселен для капремонта.
Здание «Пушкинская-10» – это жилой дом, построенный в 1878 г. Он был поставлен на капитальный ремонт в 1984 году. Брошен властями города в период «перестройки» на произвол судьбы. Занят художниками-нонконформистами в 1988 году.

«Параллелошар» арт-центра «Пушкинская-10» является коллективным произведением искусства, самовоспроизводящимся и саморазвивающимся кинетическим объектом современной культуры – символом квартирного бытования «неофициального» искусства Ленинграда второй половины XX века.

Арт-центр «П-10» создавался по одному из основных принципов анархизма: полная свобода волеизъявления личности. Принимались любые предложения независимых деятелей современной культуры, но лишь в том случае, когда они могли сами их реализовать.
Согласно новой концепции, в этом здании предполагалось разместить: 1) бизнес-центр; 2) галереи и Музей нонконформистского искусства; 3) творческие мастерские художников.
Постепенно дом на Пушкинской заполнился художниками ТЭИИ, музыкантами и актерами. Можно сравнить количество выставок, прошедших в Ленинграде с 1964 по 1986 годы, с количеством квартир на Пушкинской 10, занятых, в конце концов, художниками, и они окажутся примерно равными, около 170. Квартирное бытование «неофициального» искусства Ленинграда 60х-70х-80х годов перетекло в 90-е годы в один дом, который уже стал реальным «Ковчегом» для всех, кто устремился к предполагаемым свободам и свету XXI века.
Главными культурными проектами фонда «Свободная культура» стали: организация культурного центра, создание Музея нонконформистского искусства и налаживание культурного обмена между негосударственными некоммерческими культурными центрами мира (программа «Интерспираль-2003»).

Первый вопрос любопытных: в чем секрет того, что арт-центр «Пушкинская-10» состоялся?
Много раз мы честно пытались ответить корреспондентам и гостям на этот вопрос. Но это было сложно – рассказать о том, как же мы рискнули начать это дело. Могли ли мы верить в 1981 году, начиная работу ТЭИИ, в то, что через 7 лет будем работать в огромном доме на законных основаниях?
Все сквоты Питера начала 90х были плодом анархического сознания, занимавших пустые дома художников. Но дальше этого ни у кого ничего не пошло. Никто не смог или не захотел перенести свои мысли в другую систему координат, где надо было заниматься хозяйством, «чистить конюшню» и т.п.
Кто-то должен был сказать: Сделайте. Это сказал А.С.Пушкин! Кто-то должен был начать делать. Мы начали! И сделали!!
Пегас снова стал летать над облаками.
Второй вопрос, который задают нам люди, интересующиеся устройством и жизнью Арт-Центра «П-10»: какова система (или структура управления П-10). Здесь нет односложного ответа, т.к. с одной стороны, Утопия «Параллелошара» Арт-Центра П-10 существует лишь де-факто, но не де-юре. И поэтому Закон и Власть не может распространить свою силу на отсутствующий в сфере их деятельности объект. А поэтому П-10 не нуждается в бюрократических органах управления. Равноправные отношения между человеческими составными частями П-10 – сила, образующая «Параллелошар» П-10, суть которой в постоянном сохранении духа товарищества.
С другой стороны, виртуальный «Параллелошар» отягощен материальной недвижимой составляющей Арт-Центра П-10 – огромным зданием, которое находится под надзором Власти и управляемо Законом. Очевидно, что если с помощью своих законов, хорошо ли – плохо, Власти удается управлять обществом потребителей, то совершенно невозможно управлять «Параллелошаром» Арт-Центра П-10, как и культурой в целом. Для того, чтобы оно оставалось приютом для людей, производящих культурные ценности материального порядка: картины, скульптуры, книги, аудио- и видеопродукцию, необходим контактирующий с Властью и Законом орган.
Чтобы не нарушать принципы равноправного сосуществования творческих индивидов внутри «Параллелошара» Арт-Центра П-10, был создан впервые де-юре профессиональный творческий союз: Товарищество «Свободная культура». Оно продолжает, как и предыдущее Товарищество (ТЭИИ 1981 – 1991 годов – де-юре непризнанное) копировать структуры управления обществом, выстроенные Властью, но в целях самосохранения психики видоизменяя, а иногда пародируя их.
«Мы опять начинаем отвоевывать эти права и, если вы вглядитесь в жизнь современных цивилизованных народов – книги не говорят об этом, но присмотритесь к жизни – вы увидите, что господствующие стремления нашего времени есть стремления к образованию тысяч всевозможных союзов и обществ, для удовлетворения самых разнообразных потребностей современного человека.
Вся Европа покрывается добровольными союзами с целью изучения, обучения промышленности, торговли, науки, искусства и литературы, с целями эксплуатации и ограждения от эксплуатации, с целью развлечения и серьезной работы, наслаждения и самопожертвования, – одним словом, для всего того, что составляет жизнь деятельного и мыслящего существа. Мы находим эти постоянно возникающие общества во всех уголках политической, экономической, художественной и умственной жизни Америки и Европы. Одни из них быстро исчезают, другие уже живут десятки лет, и все они стремятся, сохраняя независимость каждой группы, кружка, отделения или ветви друг от друга, сплотиться и охватить все существование цивилизованного человека сетью перекрещивающихся и переплетающихся нитей» (П.Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеал. С.230.).

«Повсюду эти общества захватывают то, что прежде считалось обязанностью государства и стремятся заменить деятельность его объединенной, чиновничьей власти, деятельностью добровольною» (П.Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеал. С.231)
Таким образом, «СК», называя себя официально Региональной общественной организацией, является контактирующим звеном между «Параллелошаром» независимых созидателей культурных ценностей и «Параллелошаром» общества потребителей, зависимых от Власти и Закона, и выглядит в их глазах как орган управления Арт-Центром П-10.
Третий вопрос, который задают, в основном, любопытные иностранцы: где вы достаете деньги для содержания здания и на культурные программы?
Как негосударственную организацию нас никто в нашей стране с самого начала регулярно не финансирует.
Но нам надоело говорить об этом в тысячный раз каждому досужему человеку. И однажды, как-то само собой получилось, что я ответил так: чтобы обеспечить свою творческую деятельность, мы раз в месяц выходим на «Большую дорогу» и грабим богатые туристические караваны, а иногда и банки.
На самом деле мы собираем членские взносы и пожертвования от коллективных членов и друзей. Они тратятся на хозяйственные нужды арт-центра. Гранты, получаемые нами, идут на культурные проекты.
На девятнадцатом году, Губернатор СПб Матвиенко В.И. лично распорядилась оказывать «П-10» ежегодную финансовую поддержку в течение 4 лет. Но что будет, когда придет другой Губернатор?
Нужна ли государству частная инициатива или искусство опять станет «колхозным» или заказным? Вот в чем основной вопрос нашего будущего существования.
Здание на Пушкинской, 10 само по себе превращалось в культурный центр. Название для него — «Ковчег XXI век» — предложил Юлий Рыбаков, который к тому времени стал депутатом Ленсовета. Именно благодаря его поддержке концепция арт-центра была представлена на обсуждение заседания Ленсовета и 19 марта 1990 года получила одобрение за подписью председателя Ленсовета А.А.Собчака. Сама процедура внесения в повестку заседания заняла около полугода. Нашу идею поддерживали многие депутаты Ленсовета, являвшиеся председателями разных комиссий. Это были Алексей Ковалев, Николай Журавский, Александр Беляев. Решительным выступлением на том заседании, где решался наш вопрос, помог Сергей Егоров. Нашей организации предложили разработать конкретные предложения по ремонту и подготовке помещений дома 10 по Пушкинской улице для нужд культурного центра. В 1991 году был заключен договор Товарищества с городом на 15 лет о пользовании домом с целью создания в нем культурного центра.
Самостоятельный статус организации, необходимость развития инфраструктуры ощущались всеми. Существовавшая к этому времени единственная «Галерея 10–10» уже не могла удовлетворить всех запросов, хотя за первые два года существования ей удалось задать определенное направление деятельности и обеспечить высокий уровень выставок. Именно в этой галерее состоялись первые в России официальные персональные выставки А. Арефьева и Е.Рухина – двух из немногих основоположников нонконформистского искусства Ленинграда-Петербурга. Впервые на негосударственном уровне был осуществлен обмен выставками с американскими художниками. «Галерея 10–10» просуществовала до 1995 года.
В культурном центре «Ковчег XXI век» на Пушкинской начали работать: частная галерея Кирилла Миллера им. Сальвадора Дали (с 1991 г.), театры «ДаНет» Бориса Понизовского и «ОF» Алексея Меркушева, перфоманс-группы «АХЕ» (позже Русский Инженерный Театр), «СВОИ» и «Лаборатория Движения» (по 1994 г.). Репетировали и записывали пластинки музыканты из группы «ДДТ», «Аквариум», «Два самолета», «Колибри», «Препинаки», «ЗГА». Нашлось место для издательств «Новый Геликон» Александра Житинского, «ДЕАН» (по инициативе Игоря Адамацкого и Евгения Кузьминского), редакций периодических изданий альманаха «Петрополь» (Николая Якимчук), детских журналов «Топ-шлёп» (Савелия Низовского) и «Баламут» (Игоря Адамацкого). Академия Новейших искусств выпускала журнал «Кабинет» (под редакцией Тимура Новикова, Виктора Мазина, Олеси Туркиной, Ирэны Куксинайте, Сергея Бугаева). В 1990 году по инициативе Николая Васина открывается офис Общественного комитета содействия сооружению Храма любви, мира и музыки именем Джона Леннона. На «Пушкинской-10» была открыта первая в России общественная организация помощи бездомным: фонд «Ночлежка» (Валерий Соколов, Ксения Астафьева). 

В 1994 г. «СК» переходит на полное самообеспечение и берет на себя организацию и финансирование коммунально-хозяйственной части здания. Занимается поиском инвестора и строительной компании для ремонта здания. По заказу фонда эскиз-проект арт-центра, предусматривающий, с учетом его будущих потребностей, освоение всей площади здания, осуществляет частное архитектурное бюро «Литейная часть 91» (под руководством Елены Скрылевой и Рафаэля Даянова).
Проект Культурного Центра на Пушкинской-10 согласовывается с соответствующими городскими инстанциями. Независимую экспертизу проекта провел представитель американской архитектурной кампании, что стало возможным благодаря рекомендации члена Товарищества Барбары Хазард и помощи американского благотворительного фонда «Tides».
В дальнейшем фонд «Tides» проявил интерес к самостоятельной культурной политике «СК» и более пятнадцати лет оказывал скромную, но регулярную финансовую поддержку арт-центру «П-10», не вмешиваясь в его деятельность. Это – редкий пример доверия и деликатного отношения западного мецената к российскому художнику. В остальных случаях мы сталкивались с непониманием роли художника в российском обществе.
Крылатую фразу «Поэт в России больше, чем поэт» следовало бы обобщить, поменяв слово «поэт» на слово «Художник» с большой буквы. Западный арт-рынок в XX веке принизил роль Художника. Произведения искусства стали товаром, который должен соответствовать стандартам которые объявлены торговцами или, в лучшем случае – выявлены рыночным спросом. Российский художник не может и не должен вписываться в подобные отношения. Именно поэтому, для сохранения отечественной культуры, «СК» ставила одной из главных своих целей привлечь внимание государственных структур к пониманию того, что мало заниматься возвращением или реставрацией произведений искусства.
Стратегически верной позицией государства должна стать непосредственная забота не только об условиях для свободного творчества, но и о создателях культурных ценностей, пока они живы.
С отечественным бизнесом отношения «СК» складывались вяло. Любой потенциальный инвестор хотел возвращения вложенных денег сразу и с большим процентом. И это было понятно, так как фирмы и банки появлялись и исчезали, как мыльные пузыри. Можно с уверенностью сказать, что государства как гаранта экономической стабильности тогда не существовало. Впрочем, не существовало его и как гаранта и выразителя полноценной культурной политики. Государство полностью игнорировало факт существования негосударственных некоммерческих организаций культуры и не обращало внимания на их активную деятельность.
В это время неожиданно для нас власти города решили передать дом на Пушкинской-10 петербургскому телевидению для создания там культурного центра под их эгидой.
Распоряжение от 25 января 1994 года об этом было подписано мэром города, т. е. всё тем же А. Собчаком, который за четыре года до этого отдал здание художникам. Получились два указа одного и того же начальника, противоречащих друг другу.
Но к этому времени у нашего «СК» уже был договор на использование всего здания, и поэтому телевидению с ГТРК-5 канал, которым руководила Бэла Куркова, пришлось передать дело в суд.
Художники обратились к петербургской общественности. 22 февраля 1994 года на «П-10» состоялась пресс-конференция, в которой участвовали корреспонденты газет, журналов и радиостанций Петербурга, Москвы, некоторых западных стран, депутаты горсовета, представители общественных объединений, искусствоведы и сотрудники Русского музея, Эрмитажа, Музея истории города, рядовые горожане и видные деятели культуры. С пламенными речами в защиту культурного центра выступили поэт Виктор Кривулин, искусствовед Русского музея Михаил Герман, сопредседатель общества «Мемориал» и представитель ассоциации «Гражданская инициатива» Борис Пустынцев. Оказалось, что арт-центр «П-10» знают и ценят многие.
Две недели на радиостанции «Свобода» поэт Юлия Вознесенская при участии Юлия Рыбакова и Сергея Ковальского рассказывала о положении арт-центра. Часовую передачу «Севооборот» на Би-Би-Си с участием Сергея Курёхина и Сергея Ковальского посвятил ему ведущий программы Сева Новгородцев.
21 марта 1994 года на волнах радиостанции BBC был провозглашен суверенитет арт-центра «П-10» как свободной территории России. Это было знаковое событие. Затем по московскому телевидению был показан фильм «Тело авангарда», снимавшийся на «П-10».
Трагическая видеометафора в первых кадрах фильма, когда человеческое тело – кукла выпадала из окна шестого этажа здания П-10 во двор и разбивалась, смотрелась зловеще.
Письма в поддержку арт-центра были получены мэром и председателем Городского собрания от министра культуры РФ Е. Сидорова и лидера партии «Демократический выбор России» Е. Гайдара. О необходимости существования «П-10» в своих письмах к мэру Спб писали Союзы писателей, композиторов, ЛОСХа. Запросы о судьбе арт-центра в Комитет по культуре и мэру поступали от различных культурных центров Европы и Америки. Средства массовой информации были за нас. Если в советское время голос общественности был продиктован властью, то в это время он имел собственное звучание и значение, которые могли повлиять на распределение голосов на выборах в органы как законодательной, так и исполнительной власти. Лица, участвовавшие в предвыборных баталиях, не могли этого не учитывать.
Под новый 1995 год, в жесточайшие морозы, по ветхости коммуникации здания и недосмотру пьяных сантехников остановилось отопление дома.
Сначала замерзла неслитая вовремя горячая вода в батареях, потом холодная в кранах и туалетах и все трубы полопались, распираемые льдом изнутри. От перегрузки на старые провода сгорели электрические предохранители и культурный центр остался без тепла, воды и света на 4 года. Это походило на Ленинградскую блокаду. Многие художники продолжали жить в доме, топили печки буржуйки. Работала «Ночлежка» и по утрам вдоль здания по Пушкинской улице выстраивалась очередь замерзающих, голодных людей, не имеющих места проживания, за похлебкой. Кому смогли, «Приют для бездомных» и «П-10» помогли, несмотря на скудость средств, собранных общественными организациями разных стран. Вместо того чтобы помочь в этой ситуации, власти злорадно распространяли слухи, что ЭТИ, стоящие в очереди люди – художники, которые посинели от безделья и пьянства и теперь якобы просятся на бесплатное содержание. На самом деле в поистине Блокадных условиях героически работали все творческие отделения «СК», галереи и художники.
В середине 1995 года судебный процесс был приостановлен, а иски городских властей и ТВ отозваны за невозможностью их реализации. В это же время, при участии заместителя мэра Владимира Яковлева, велись переговоры с ТВ о создании акционерного общества для ремонта и реконструкции здания.
В мае 1995 года «СК» начал международную программу культурного обмена «Интерспираль-2003». Его начальная стадия стала возможной благодаря инициативе австрийского профессора славистики Франца Кумпля и финансовой поддержке австрийского фонда культурных обменов «КультурКонтакт».
Мы выстроили нашу программу как фестиваль «Долгие ночи Петербурга», представлявший все виды современного искусства, которые развивались на П-10. С собой мы привезли в Австрию выставку живописи художников П-10, слайд-программу, которая представляла нонконформистское искусство Ленинграда, фотовыставку, Русский инженерный театр «АХЕ» – Максима Исаева и Павла Семченко. Импровизационную музыку представляли художники Роланд Шаламберидзе и Бадри Ломсианидзе, поставангардный Noise исполняли Николай Судник и Михаил Юденич; Ирина Актуганова вела лекции о новых технологиях, Виктор Мазин демонстрировал питерские достижения «параллельного» кино.
Мы посетили крупнейший КЦ «WUK» в Вене, который по своим размерам не уступал П-10. Побывали в Культурных Центрах на родине А.Гитлера в г. Линце, в городе А.Моцарта Зальцбурге, где театр «АХЕ» выступил дважды, и в городе зимней Олимпиады Инсбруке. Мы знакомились с местными художниками и с организаторами этих центров. Последнее было важно для анализа и сравнения культурных, социальных, экономических и политических предпосылок, которые привели к возникновению негосударственных некоммерческих КЦ.
«СК» была проделана работа по анализу взаимоотношений государства и негосударственных некоммерческих культурных центров в разных городах Европы. Из ряда интервью, которые мы взяли у создателей и руководителей культурных центров Австрии, Финляндии, Германии и Голландии, стало ясно, что поддержка негосударственного сектора в этих странах стала частью не только идеологической, но и экономической политики государства. Например, в Австрии культурные центры имеют финансовую поддержку от государства, области и города – небольшую, но достаточную для содержания культурного центра. В Финляндии культурным центрам разрешено свободно распоряжаться предоставленной им площадью, часть которой может быть временно отдана центром в аренду для покрытия расходов на другую часть, используемую в культурных целях. Западным спонсорам выгодно помогать культуре, поскольку законодательство предусматривает в этом случае льготы по налогообложению. В некоторых странах ремонт и реставрация здания осуществляются на государственные деньги, а иногда на деньги Евросоюза (Польша, Голландия, Финляндия). Кроме того, негосударственный сектор помогает государству частично решать проблему занятости населения. Люди, работающие в культурных центрах, получают заработную плату, как правило, от муниципалитетов. Для сравнения: арт-центр «Пушкинская-10» и его сотрудники лишены подобных возможностей ввиду отсутствия деловых контактов между государством и негосударственным сектором.
Но эхо о наших успехах в современном искусстве и умении его представлять докатилось до Правительства Санкт-Петербурга. Когда организовывался фестиваль «Санкт-Петербург – Нью Йорк», американцы попросили представить в программе от Питера современное искусство. ГУКу пришлось обратиться к П-10 с приглашением, но на реализацию нашего проекта изготовления художественного CD-Romа, деньги выдал фонд Сороса. Наш Техно-арт-центр под руководством И.Актугановой и С.Бусова этот проект реализовал. Он назывался «Игра без правил». Его представляли в технологическом центре Нью Йорка С. Бусов и С.Ковальский.
В октябре того же года на кон¬грессе организации негосударственных культурных центров в Любляне арт-центр «Ковчег XXI век» был признан одним из самых крупных и интересных в Европе и принят в сеть «ТгаnceEuropeHallsе». В ноябре 1995 года в Гамбурге открылась выставка художников «СК» в поддержку арт-центра «Ковчег XXI век», организованная благотворительной организацией «Fо'ко» и британо-американской табачной кампанией «В.А.Т.»
С 1995 по 1996 годы художники «П-10» участвовали в выставке «Самоидентификация», проходившей в Берлине, Киле (Германия), Осло (Норвегия), Сопоте (Польша), Санкт-Петербурге (Россия), Копенгагене (Дания).
12 января 1996 года художники СК «взяли» Смольный:
По приглашению мэра в стенах мэрии открывается выставка произведений изобразительного искусства художников арт-центра «П-10».
5 апреля 1996 года было подписано компромиссное соглашение между городом, ТВ, «Строительным трестом» и «СК» о ремонте и разделе здания по ул. Пушкинской, д.10. В результате «СК» получило в пользование от города для нужд арт-центра 4500 кв.м площадей, отремонтированных за счет «Строительного треста». 29 июня 1996 года депутат Госдумы Ю.Рыбаков получает резолюцию губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, разрешающую начало ремонтных работ в доме 10 по Пушкинской улице.
В условиях «блокады» и сразу после, заканчивая XX век, с 1995 по 2000 год СК представляло питерское искусство в следующих городах и странах:
• Вена, Линц, Инсбрук, Зальцбург (Австрия, 1995);
• Любляна (Словения, 1995);
• Хельсинки (Финляндия, 1996);
• Копенгаген (Дания; в рамках проекта «Копенгаген-1996 – культурная столица»);
• Дрезден и Берлин (Германия, 1996);
• Мецаго (Италия, 1996);
• Хельсинки (в рамках проекта «Хельсинки-2000 – культурная столица»);
• Эсбьерг (Дания, 2000).

Кроме того, по приглашению администрации города и Комитета по культуре «СК» участвовало в фестивалях Петербурга в Нью-Йорке (1996) и Варшаве (1997).
В тот же период в состоянии ремонтной разрухи наш культурный центр, живой и гостеприимный, встречал у себя художников из арт-центров «Cinema Rex» (Белград), «Замок Уяздовски» (Варшава), «Multihus Tobaksfabrikken» (Эсбьерг), «Cable Factory» (Хельсинки), «Metelkovo Mesto» (Любляна), «Брюссель Арток Тур».
Саморазвитие арт-центра продолжалось. Все инициативы по организации или изменению деятельности творческих отделений исходили от самих художников. Каждый приходящий на работу в Арт-центр неминуемо становился в той или иной мере художником. Тем не менее, Центр находился не в безвоздушном пространстве: его существование так же сильно зависело от перемен в жизни города и государства, как и работа всего негосударственного некоммерческого сектора.
В 1999 году «СК» было приглашено на конференцию Евросоюза по вопросам культуры, проходившую в Веймаре (Германия), причем «СК» стало единственной российской организацией, представляющей негосударственный некоммерческий сектор.
В докладе «Конфликт и культура», который «СК» представило там, были сформулированы факторы, мешавшие развитию культуры и искусства в России в начале 1990-х годов:
– финансирование культуры по «остаточному принципу»;
– отсутствие финансовой и правовой поддержки негосударственного некоммерческого сектора;
– несоответствие законодательной базы потребностям общества;
– отсутствие или неэффективность налоговых льгот в случае спонсирования культурных проектов;
– отсутствие отечественного арт-рынка в силу массового обнищания населения (и отсутствие понятия арт-рынка как такового);
– индифферентное отношение граждан России к возможности влияния на политическую и социально-культурную сферы деятельности государства;
– необоснованно завышенные таможенные сборы в случае обменных или зарубежных некоммерческих выставок, которые становятся большим препятствием для международного культурного обмена и интеграции России в евро-американское культурное пространство.
Доклад «СК» вызвал большой интерес в профессиональных кругах. «СК» приняло участие в двух российских научно-общественных форумах «Формирование гражданского общества в России», которые прошли в Петербурге и Москве в 2002 году; на петербургском форуме в Институте социологии Российской Академии наук нами были представлены основные положения доклада «Конфликт и культура». В 2002 году СК приняло участие в 3-м Российско-финском культурном форуме в Лапперанте, где обсуждались технические вопросы состояния культурных обменов.
14 октября 1999 года Т«СК» учредило Музей нонконформистского искусства (МНИ). Музей должен дать возможность современному искусствоведению проанализировать и выявить связь времен в русском искусстве, разъединенных вторжением советской идео-логии: времени расцвета русского авангарда (1910 – 20-е годы) и эпохи художников-нонконформистов (вторая половина XX века).
Музей существует как выставочный, научный и архивный центр. Вся деятельность музея идет под руководством Евгения Орлова и Сергея Ковальского. Материалом для начала работы музея послужила коллекция произведений нонконформистского искусства Ленинграда-Петербурга второй половины XX века, которая была собрана неофициальными художниками в 1980-90-е годы. 

В 1999 году, согласно закону РФ о перерегистрации общественных организаций, Фонд «Свободная культура» подтверждает свой статус, но меняет название на Товарищество «Свободная культура».
Смена названия объясняется следующими причинами:
1) идея организации как фонда, получающего деньги на культурные программы и распределяющего их по конкретным направлениям, не оправдала себя;
2) следуя логике исторического развития, необходимо было документально подтвердить преемственность поколений нонконформистов: в 1970-е – Товарищество экспериментальных выставок, в 1980-е – Товарищество экспериментального изобразительного искусства, в XXI веке – Товарищество «Свободная культура».
В 2003 году, юбилейном для Санкт-Петербурга, «СК» представило выставку художников «П-10» в музеях ряда американских университетов (в Ричмонде, Мичигане и Майами). В самом арт-центре с 20 апреля по 13 июня прошел фестиваль современного искусства «Интерспираль-2003» с участием художников из культурных центров Австрии, Германии, Швеции, Дании, США.
В 2004 году Т«СК» «Пушкинская-10» провели Международный Фестиваль Независимого Искусства «Из падения в полет» в ЦВЗ «Манеж» Санкт-Петербурга. Фестиваль был посвящен 15-летию арт-центра и 30-летию знаменитой выставки ленинградских художников-нонкоформистов в ДК им. Газа.
В Музее нонконформистского искусства были представлены две выставки: «Коллекция нонконформистского искусства второй половины XX века» и «Современное изобразительное искусство художников-нонконформистов».
С 2006 года по университетским музеям и галереям Америки, по инициативе профессора университета г. Ричмонд, США, Джо Тронкали, проходит турне выставки «Пространство свободы», смоделированной как квартирная выставка. Участниками стали художники ТЭИИ и «СК».
Для продолжения успешной деятельности арт-центра «Пушкинская-10», как и всего некоммерческого негосударственного сектора, представляется необходимым:
1) создание Ассоциации некоммерческих организаций (НКО) культуры как инструмента новой культурной политики;
2) налаживание диалога государства и НКО;
3) развитие правовой базы в соответствии с нуждами культурного развития страны, международным опытом и здравым смыслом;
4) повышение престижа культуры, иными словами – сближение культурной, социальной и политической сфер;
5) обучение и воспитание молодого поколения деятелей современной культуры.
За последние двадцать лет негосударственные некоммерческие организации культуры не только на всех уровнях представляют современное искусство России, но и ведут большую просветительскую деятельность, не получая при этом регулярной финансовой поддержки от государства. Именно они осуществляют связь времен между русской культурой начала и конца XX века. Они впервые рассказали и показали нашей публике, что такое новые технологии в искусстве XXI века. И главное: именно некоммерческие организации, в силу своей специфики, объединяют творческих людей из разных маргинальных групп, способствуют проявлению их талантов и гражданского самосознания, учат терпимости к людям других взглядов и других культур.
В 1999 году «СК» заняла отремонтированную часть здания и переоформила договор с городской администрацией города на использование его как арт-центра сроком на 49 лет. Привычное название «Пушкинская-10», утвердившееся за уже знаменитым арт-центром, не ушло из обихода, поскольку часть дома на Пушкинской всё же осталась за художниками. Имя великого русского поэта давно стало частью народного фольклора, и это сыграло свою роль.
«Параллелошар» Арт-центра «Пушкинская-10» – это культурная среда, способствующая формированию в людях собственного взгляда на мир и развивающая способность отстаивать свои взгляды не только в художественных, но и в социальных формах.
Сейчас арт-центр «П-10» – это три здания. В них разместились:

Музей Нонконформистского Искусства
«Мост через Стикс», авторская галерея Вадима Воинова
Галерея «Navicula Artis»
Галерея «Арт-Лига»
Музей Новой Академии Изящных Искусств / Музей современного искусства
Галерея «ФотоImage»
Галерея «Дверь»
Русский инженерный театр группы «АХЕ»
Офис Храма Любви, Мира и Музыки им. Джона Леннона
Музыкальный клуб-кафе «FishFabrique»
Техно-Арт-Центр/Галерея Экспериметального Звука-21
Студия «Дебошир Фильм»
Музыкальные студии рок-групп: «Аквариум» (Б.Гребенщиков), «ДДТ» (Ю.Шевчук), «Ю-Питер» (В.Бутусов), «Санкт-Петербург» (В.Рекшан), «новой» музыки: «ЗГА» (Н.Судник), «Волков Трио», В.Гайворонского.

В арт-центре «Пушкинская-10» в мастерских работают художники: В.Андреев, Л.Борисов, В.Воинов, Б.Гадаева, Гипер-Пуппер, В.Герасименко, А.Гончарук, Л.Долинский, М.Исаев, О.Зайка, М.Каверзина, С.Ковальский, М.Колдобская, О.Котельников, Б.Кошелохов, А.Лоцман, Г.Манжаев, О.Маслов, Ю. Никифоров, С.Носова, Вл.Овчинников, И.Оласюк, Е.Орлов, И.Орлов, Д.Пиликин, А.Подобед, А.Рец, Ю.Рыбаков, П.Семченко, Н.Сычев, Е.Тыкоцкий, А.Уянаев, Е.Фигурина, Б.Хазард, А.Чежин, А.Чистяков, Р.Шаламберидзе, Д.Шубин.

Работы художников находятся в коллекциях музеев: Эрмитаж, Русский Музей, Третьяковская галерея (Россия), Людвиг-Музеум (Германия), университета Ратгерс (США) на основе всемирно известной коллекции русского «неофициального» искусства Нортона Доджа и др.
На наш взгляд, единственная транснациональная человеческая идея – поддержка и развитие культуры. Если бы Россия провозгласила приоритет культуры во всех направлениях деятельности государства, поставив это первым пунктом Конституции и реализуя его на деле, выздоровление общества в целом стало бы неминуемым.
Следующей нашей задачей станет воссоздание интеллектуального пространства нонконформистского искусства в масштабах бывшей империи, поверх искусственных границ, разделяющих свободную культуру.
С этой целью 24 октября – 8 ноября 2009 года мы организовываем Международный Фестиваль Независимого Искусства «Уровень Моря», посвященный 20-летию арт-центра «Пушкинская-10».

«Я тихо вдохнул петербургского воздуха влагу,
и долгий мой выдох закончился в нынешнем веке.
Вся жизнь поместилась между землей и надеждой,
что будет возможно вкушать этот воздух всегда.

На пиршество это друзей приглашу к разговору –
дышать и дышать, превращая слова в заклинанье:
Верь: вечны Ковчег, сохраненный на Духа вершине,
и воздуха влага, которая нас опьяняет!»


Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024