Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Вера Соловьёва  Из научного сборника "Петербургские искусствоведческие тетради "№25

ИНТУИТИВНЫЙ СИМВОЛИЗМ
ФОТОХУДОЖНИКА ВАЛЕРИЯ ДОРОХОВА.
"НАТЮРМОРТ С ПЕРЦАМИ" или…?

Член Творческого Союза Художников России, член Международной Федерации Художников IFA Валерий Михайлович Дорохов известен как фотограф широкого профиля, мастер высокого класса. Главное отличие его работ – отточенная композиция, владение светотенью, многогранная ассоциативность и, несомненно, философский смысл композиции. Фотомастеру характерно разнообразие жанров – портрет, пейзаж, натюрморт, плакат. В них автор часто через детали, компоновку, освещение, цветовую гамму указывает зрителю некие символы, вызывающие ассоциации и направление размышлений. Конечно, это зависит, в немалой степени, от терпения и напряжения мыслительного творческого процесса зрителя: смотреть, видеть, увидеть, осознать.

Работа Валерия Дорохова "Натюрморт с перцами" широко известна любителям фотоискусства и специалистам. На темно-красном (почти коричневом) фоне в нижней левой четверти композиции изображены два ярко-красных жгучих стручковых перца. Они лежат на керамической тарелке, зелёная краска которой кое-где стёрлась и видна неприглядная шероховатая основа. По диагонали картины из правого нижнего угла к верхнему левому автор расположил старый ржавый, изъеденный коррозией серп. Валерий, как мастер работы с освещением, даже тень от серпа представил острой пикой, которая может ассоциироваться со стрелой. Вдоль проекции серпа автор поместил три игральные карты – три дамы.

Следует отметить, что в каждой детали композиции имеется некий внутренний импульсивный смысл и даже определённого вида энергетика. Думаю, именно этим объясняется наличие конкретных объектов, интенсивность же проявления скрытого смысла в достаточно большой степени зависит от цветовой гаммы и освещения.
В самом названии работы – "Натюрморт с перцами" на первый взгляд заключён основной смысл композиции. Да, перец по тайным, эзотерическим знаниям относится к растениям зодиакального знака Лев, стихия его Огонь, цвет ярко-красный, вкус всем известен – острый, жгучий, горький. Понятно? Картина символизирует энергию силы, огня, остроту ощущений, азарт и всплеск эмоций. Более того, взаимное расположение двух стручковых перцев, один из них представляет собой полукруг, второй – прямой, входит в пространство первого; намекает на половое соитие. Всё прекрасно, да здравствует любовь! Но оставим страсти в стороне и обратим внимание, что на натюрморте перчиков два. Не три, не один. Это число по законам нумерологии означает не только любовное притяжение двух страстных натур, двух противоположностей, но и изменчивый характер, внутреннее беспокойство.

Рассмотрим другие составляющие натюрморта. Серп прижимает одну карту, это – червонная дама, затем пронзает пиковую даму и не достаёт на самом верхнем крае картины бубновую даму. Попытаемся проанализировать представленное сочетание предметов, их компоновку. Карты в данном случае выступают в роли ориентиров для начала ассоциативного поиска.

Что же по толкованию книги гаданий означают эти карты? Масть черви означает верность и дружбу, любовь и добродетель. В частных гаданиях дама червей несёт информацию о невесте. Масть бубны – это богатство, благополучие, весёлая жизнь. В гаданиях под бубновой дамой подразумевают влюблённую женщину. И, наконец, масть пики. Она означает надежду, удачу в делах, успех. Но в персональных гаданиях пиковая дама символизирует злую женщину. На фотокартине Дорохова пиковая дама проткнута серпом, на котором среди ржавчины ещё остались проблески остатков металла. Она мне напоминает поверхность старинной, отжившей свой век мебели.
Зачем ходить вокруг да около? Всем понятно, что данная фотокартина – символ повести Александра Сергеевича Пушкина "Пиковая дама". Герой произведения, военный инженер по фамилии Германн, был честолюбив, "имел сильные страсти, огненное воображение… в душе был игрок". (Вот и объясняется наличие перцев в работе Дорохова). По сюжету, в значительной степени изменённому для оперы П.И.Чайковского, Германн заинтересовался Лизой гораздо позже, чем роковой тайной её благодетельницы. Во сне он видел зелёный стол, золото и карты. Внезапно вспыхнувшее чувство к воспитаннице графини было, по Пушкину, страстью "от беспорядка необузданного воображения". По мнению другого героя повести – Томского, "Германн имел профиль Наполеона, а душу Мефистофеля" и, как бы в шутку, "у этого человека по крайней мере три злодейства на душе".
Число три проходит через всю пушкинскую "Пиковую даму": мало того, что магических карт 3 (тройка, семерка, туз), столько же прошло недель с момента первой встречи Лизы и Германна до первого свидания; три дня прошло после роковой ночи, как Германн отправился на отпевание старой графини; в три часа ночи явилось привидение к Германну с сообщением о трёх картах, сказав при этом играть всего 3 дня. Интересно, что во время своего ночного явления после смерти графиня благословила брак Германна и Лизы. Но… каждый выбирает свой путь.

Вернёмся к фотокартине Валерия Дорохова. Ржавый серп без ручки? Вспомним – вольтеровское кресло в спальне графини было старое с сошедшей позолотой. Так и серп, хотя "отработал свой век", но прижимает и даже давит на даму червей, как на символ верности и любви (да, это выбор Германна), пронизывает злую пиковую даму как смертельная стрела. Острый конец ржавого орудия не доходит до бубновой дамы, символа благополучия.
Ах, если бы Германн остановился после второго дня игры! Но Лиза была лишь частью интриги (по Пушкину), что, кстати, стало для неё спасением. В опере П. И. Чайковского Лиза после арии "Ах, истомилась, устала я…" бросается в тёмную воду Зимней канавки. В повести Пушкина Елизавета Ивановна вышла замуж за "очень любезного молодого человека". И, слава Богу! Дорохов подчёркивает в своей композиции: бубновая дама находится в недосягаемом для серпа месте – в верхнем левом углу, далеко от центра эмоций и страстей. Автор фотокартины словно оберегает девушку.

Острый и горький перец – символ азарта, жажды славы Наполеона, эгоизма как результата комплекса неполноценности в материальном мире – добыть любым способом, с любыми жертвами власти и золота, золота, золота. "Люди гибнут за металл" – эти слова никого вам не напоминают? Да, это Мефистофель. К нему устремилась алчная душа Германна и была пронизана как обычная игральная карта ржавым серпом, даже не косой Смерти, а только серпом. Насмешка? И погибла Душа простого смертного и Ум его. Но не тело! Поэтому и оказался Германн в сумасшедшем доме. Так старая облезлая тарелка на фотокартине становится символом палаты № 17 Обуховской больницы.
Какие три злодейства Германна свершились? Первое – убийство графини. Второе – убийство Души, её позитивных стремлений. Третье, как результат первых двух, – потеря Разума. Безумие это итог всех поступков инженера Германна, сына обрусевшего немца.
Свою "Пиковую даму" Пушкин написал в 1833 году, вариацию на эту тему фотохудожник создал в 1997, я же увидела её в 2011 году. Действительно, тема злободневна до сих пор. Она тревожит души наших современников, а поэты пишут на эту тему стихи. Например, Ирина Титаренко написала следующие строки.

"Здесь где-то рядом дом и Зимняя канавка.
Ах, Лиза, не спеши – последний сердца крик.
Опять вершит судьбу зловещая чернавка,
По виду не понять – старуха иль старик…
Кленовый умер лист в предзимнем гололёде,
И покер или вист – не важно – видит Бог!
Но тайный знак трёх карт с мечтою о свободе
Уже на нервный лоб, как меч Дамоклов, лёг –
Где Германн? Не спеши… Душа – не приживалка!
И ты, как в жернова – в его судьбы виток.
Пусть он купил любовь, собой платить не жалко.
Написано до нас, какой свершится рок.
Лист умер, но жива – кленовой мастью – пика…
Ах, Лиза не спеши, – пока графиня спит.
Дом десять на Морской, как главная улика,
В кленовой тишине через века стоит…"
(стихотворение "Лист Пик", 2012 г.)
Интересно, что не только сюжет Александра Сергеевича Пушкина рождает поэтические строки, но и фотокартина "Натюрморт с перцами" также не оставляет равнодушным поэтическое братство.
"Смотрю на стол – лежат три карты.
Серп, как смертельная стрела
Пронзает пиковую даму,
Прижав червонную. Да! Да!
Он давит верность, добродетель;
Любовь и дружба – не в чести.
Но до бубновой, до богатства,
Серп ржавый вряд ли смог дойти.
Она лежит вдали от центра
Эмоций разных и страстей
Влюблённой одинокой дамой
На перекрёстке трёх путей..."

(стихотворение Людмилы Александровой, 2012 г.)

Очередная вырисовывается интрига – снова коварные тройки. Тройка первая – мужская: Пушкин, Германн, Дорохов. Вторая тройка – женская: Титаренко, Александрова и автор статьи Соловьёва (ах, как три дамы на фотокартине).

По моему мнению, название "Натюрморт с перцами" не совсем точно отражает суть композиции. "Игрок и дамы" – более подходящее наименование. Или "Игрок №3"?
Фоторабота Валерия Дорохова – сложный синтетический организм со своими легендами, неожиданными взаимосвязями, парадоксальными сопоставлениями. Соединяясь с фантазиями мастера, они визуально создают особый мир творческого человека с неповторимым стилем самовыражения. Фотохудожник, используя профессиональные навыки, может донести до зрителя вечную тему добра и зла, света и тени, ненависти и любви. Недаром несколько работ Валерия Михайловича Дорохова хранятся в Фондах Государственного Русского музея.

Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2018