Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Оксана Дубицкая Из научного сборника "Петербургские искусствоведческие тетради" №18

ПОЛЬСКИЕ ГРАФФИТИ:

ПОСТМОДЕРНИЗМ И / ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?

В Варшаве, в Кракове, Лодзи, Вальбрехе, Пшемышле и прочих польских городах настенные piece (сокращение от английского masterpiece),
каллиграфические tag|n|, jamming — комментарии на биллбордах стали чуть ли
не частью городского пейзажа. Граффити польских райтеров, объединенных
в различные crew и творящих свои «шедевры» поодиночке, — своеобразная
манифестация постмодернистского деструктивного и игрового отношения
к реальности.
Собственно, карнавальная природа граффити была подмечена
Я.Оледзки в тенденции ритуальных безобразий в период Великого Поста,
а именно в привычке изображать на домах «девиц на выданье» крацоков-человечков
с явными признаками мужского пола. Запреты и препятствия католической
церкви городских хулиганов не останавливали. Кроме того, есть определенное
сходство крацоков и силуэтов, которые демонстранты изображали поверх лозунгов
антикоммунистического движения «Солидарность», переделывая буквы в человечков.

Та же потребность в развлечениях свойственна и активным группировкам анархистов, именующих себя culture jamming,
много и охотно пишущих об акциях, объясняя непосвященным свое арго: «Поджигание
общества потребления без поджога супермаркетов. Используя ситуационистский
detournement (тактика перемены значений) подсыпать пороху в трубы всемирной
машины работы и потребительства. Это главные цели, обозначенные группами
culture jamming.

Как грибы после дождя появляются по всему миру Интермедийные центры (http://u.to/kVB8BA),при помощи Интернета расширяющие медиапространство для обычных людей.
Их
лозунг: «Don’t hate the media» — «Не ненавидеть СМИ — быть СМИ
самим». Также такие группы, как RAT (Radikalna accja tworcza — радикальный
творческий акт — RAT.bzzz.net), возвращают городское пространство у
рекламных биллбордов, обнаруживая скрытое в рекламе пропагандистское
сообщение, изменяя его или делая свое <…> Это искусство не обманет,
потому что существует оно только в тесном контакте с миром рекламы,
политики и урбанистики и направлено на изменение мира, который
пренебрегает нашей свободой и нашим выбором».

Со сходной концепцией выступает и краковская группа Пиф Паф:«Сulture jamming вызван, с одной стороны, потребностью свободы, а с другой
— потребностью в развлечении. Жизнь в современном городе — это
постоянное противостояние извергающемуся отовсюду информационному потоку.
Сегодня городское пространство регулируется законами, которые в малой
степени удовлетворяют потребности самих горожан.
Сравнение города с бездушной машиной можно усилить сравнением с супермаркетом. Город на каждом углу искушает
тысячей новых возможностей — витринами магазинов, плакатами, рекламками и
биллбордами, которые с каждым шагом обещают новые впечатления, удовлетворение
всех желаний, а также вызывают эти желания. Jamming в одном из значений
— «заглушать» <…> Jamming — это контрркультурная стратегия,
задачи которой — переворачивание смысла исходных посланий с целью показать
их первоначальную ложь или уничтожить ее воздействие посредством иронических
записок. Отвоевывание себе кусочка свободы через игру. Игра — вызов скуке,
которая по неписанным правилам окружает нас в различных предписаниях,
касающихся потребительства, работы и отдыха». Группу Пиф Паф как место
активности интересует город. И еще идеологи не устают утверждать, что чувствуют
сходство с spacehijacers, «разрывающими пространство», которые занимаются,
полулегальным захватом пространства с целью временного использования для своих
затей.

И далее: «jamming превосходно используется в виртуальном пространстве, потому что является «медиабунтом»
против искусственно созданной существующей симуляции повседневности».

Можно подумать, речь идет о чем-то вроде крушения реальности.

И еще: «Не все акции, которые делаем, можноназвать jamming. Как классический пример можно привести наши увлечения
биллбордами, которые начались с трафарета «po co ci to?» — тебе это
надо?), рисованного на биллбордах, а закончились доклеиванием на рекламных
плакатах города комиксовых «облачков» с диалогами. Акция, прокомментированная
позднее как выходка (веселая или хулиганская — в зависимости от
интерпретации), должна была обратить внимание на неравенство, касающееся
городского пространства. Фасад дома или специальное пространство, выделенное
под рекламные цели — это собственность, зарезервированная для богатого
рекламодателя. Мнение же потребителя, взгляд которого, хочешь, не хочешь —
утыкается в рекламный биллборд, никто не спрашивает. Его обязанность — потребление. К тому же нелегальность написания личного комментария на рекламе закреплена юридически,
что показывает диспропорцию между властью и информацией. Критерий носит
финансовый характер — кто выкупил биллборд, может изображать на нем любое
сообщение в свободной форме и эстетике — абсурдную курицу за 6.99,
заходящихся в смехе женщин — все что угодно. То, что мы делаем
— прежде всего, игра с переинтерпретацией пространства, окруженного
различными предписаниями и призывами. Игра принимает форму спонтанных и
запланированных ситуаций, дающих возможность использования пространства по
другому назначению».

Скромно, как о третьей волнепольского граффити, заявила о себе группа З FALA — 3F: «Мы создаем
третью волну польского граффити (отсюда и название), живо реагирующего на
общественно-политические события. Стараемся наши идеи донести до людей, чтобы
обратить их внимание на важные события и проблемы. В то же время хотим
вдохновить потребителей нашего творчества сделать что-нибудь доброе для других.
Занимаемся уличным искусством, превосходно развлекаемся и развиваем
воображение. Не ограничиваемся при этом только одной техникой: вырезаем и
рисуем трафареты, рисуем из баллона, клеим наклейки и сделанные вручную
плакаты. Наши надписи маркерами, касающиеся места и времени акций отличаются от старой традиции
тэгов. Когда Буш собирался начать войну с Ираком, как раз в кинотеатрах
показывали фильм «Властелин Кольца. Две башни». Мы тогда писали: «Две башни рухнули, но ВластелинКольца по-прежнему у Власти и развязывает войну с жестоким господином
Ираком. Присоединяйся к Дружине, которая спасет Мир от призрака смерти и
уничтожения». Кто знает биографию Буша, поймет, о ком следующая поговорка:
«Подумал, что навернулся и чертыхнулся. Развязал с Ираком войну,
лучше б остался пьяным во рву». Пишем на потолках: «Призрак войны висит над
нами». В Кракове, на экране выброшенного телевизора написали: «Слишком много
Америки».

Автору манифеста вздумалось утверждать, что «орел» — это смысл«решки» или наоборот. На самом деле, стоит обратить внимание на «бриколаж»— изобилие цитат, заимствованных из всевозможных источников информации.
Если сопоставить бум граффити, поставленный на широкую ногу в Берлине конца
80-х и в Праге (равно как в Варшаве, Кракове и проч.), то обозначится факт:
города Восточной Европы заметно «ограффитились» именно по американскому
образцу.

Как не вспомнить в этой связи сентенцию Ж. Ф. Лиотара: «Это
роковое повторение и/или цитирование принимается ли оно с иронией, цинизмом или
попросту бездумно представляется совершенно очевидным».

Гораздо интереснее иная, техническая сторона дела:«Придумываем и развиваем самопальные техники. Выбиваем накамнях символы и мантры. Вклеиваем в стены или на тротуарах керамические маски,
зеркальца с выцарапанными посланиями. Зеркало притягивает внимание прохожих,
когда оно становится движущимся образом. Кто из нас не любит смотреться в
зеркало? Ничего не поделаешь, надо только посмотреть и внимание само
обратится на выцарапанные на внутренней стороне зеркала надписи и символы.
Рисуем на стеклянных плитках, которые потом монтируем на улицах. Сначала в
тишине дома доделываем стеклянную деталь, получая благодаря этому высшее
творческое удовлетворение, а наклеенное стекло трудно отклеить, и получаем
долговременную работу. Интересуют нас также и дела гораздо воздушнее.
Вместо того, чтобы развиваться в направлении агрессивных уличных движений,
честно выбираем использование флажков с добрыми надписями, которые при
дуновениях ветра наполняют городское пространство позитивной энергией как
молитвенные флаги на Тибете. Делаем «kramelki» на деревянные прищепки с
надписями «Мир и Свобода», «Нет войне» и др., прицепляются звоночками письма,
послания, шарики, четки и развешиваются по городу. Каждый может снять
такую прищепку с водосточной трубы, дорожного знака и забрать домой. Также
рисуем на пустых банках из-под красок, и оставляем их на улицах. Устанавливаем
кошколовов — древних птиц, сделанных из прутьев, корней и шнура».

Шаблонные (по трафарету) граффити группы 3 FALA, действительно, сопровождаются пацифистскими лозунгами. Настаивая на
преемственности поколений, так называемых «борцов за свободу», они
придерживаются собственного кодекса чести: не рисуют на свежей штукатурке,
памятниках и сакральных объектах. Контркультурные же граффити выражают
негативные коннотации, используя символику и слоганы панков, фашистов,
скинхедов и антисемитских группировок.

Тинейджеры, не имея малейших понятий о политкорректности и культурных табу, но, заигравшись в свои
подлые игры, проявляют неконтролируемую агрессию в криминальных призывах,
которые то и дело появляются на общественных зданиях, ограждениях, трансформаторных
будках и проч. Официальные меры борьбы полиции с несовершеннолетними
подонками не дают существенных результатов. Антисемитских граффити больше всего
именно в Лодзи — втором по величине городе Польши с 1 миллионом
жителей. До второй мировой войны евреи составляли треть населения города, а
«Widzew» традиционно называлась еврейской командой. Сегодня в Лодзи живет
несколько сот евреев. Мэр Лодзи Ежи Кропивницкий ведет долгую компанию за
польско-еврейское примирение и является инициатором проеврейских и
произраильских программ.

4 марта 2007 года шестьдесят польских подростков вышли надемонстрацию протеста против антисемитских граффити. Нееврейские подростки
выстроились на внутренней лестнице здания городского совета Лодзи, держа в
руках примеры самых разных антисемитских лозунгов, которыми испещрены стены
Лодзи (типа «Евреев — в газовые камеры») и оскорблений местной
футбольной команды «Widzew». Этот протест был организован накануне первого дня
весенней уборки города, суть которой в том, что борцы с расизмом закрашивают
антисемитские граффити на зданиях школ, в автобусах, магазинах. Акция
проводилась в седьмой раз по инициативе организации журналистов «Разноцветная
толерантность». Сам факт реакции тинейджеров на провокацию антисемитов свидетельствует
о негативном отношении и идеологическом противостоянии контркультурным
группировкам: ответных реплик-граффити не последовало.

Неудивительно, что в последние годы постепенно сходит на нет стратегия компромисса, когда граффити официально разрешается изображать в определенных местах, так как это не помогает предотвращать появление асоциальных манифестов.
 
 
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2018