Оксана Дубицкая
Бесконечность форм в мире идей
В фонде Малой академии
искусств хранится около 2 тысяч учебных
заданий, выполненных детьми дошкольного и школьного
возраста, а точнее, учеников авторской школы,
основанной Владимиром Васильевичем Лубенко.
Очевидный
интерес у гостей вернисажа, как у взрослых, так и у детей,
вызвали эффектные масштабные живописные коллективные композиции. Они
были созданы в большом количестве за 33-летнюю
историю творческого центра, основанного в середине 1980-х годов, когда
разные авторы не имели единого мнения в концептуальных обоснованиях своих
программ.
На выставке
«Бесконечность форм в мире идей», безусловно, представлены яркие
образцы творчества выпускников трех поколений, некоторые юные
художники неоднократно становились лауреатами и дипломатами городских и
международных конкурсов.
Явно, цель устроителей
- выявить успешные поиски
внимательного художественного освоения мира детьми в
различных видах и жанрах изобразительного искусства. Так или
иначе, в залах Эрарта фигурируют графические и живописные композиции, иллюстрации
к книгам, пленэрные зарисовки.
Экспозиция
включает в себя три отличных друг от друга возрастных
периода жизни человека – это периоды между ключевыми «точками» -
детство, отрочество и юность 7-10, 11-13,14-16 лет.
Прежде всего, коллективные
композиции. Тематика здесь разноплановая. Портрет Петра I — коллективный
труд нескольких авторов, приуроченный к 300-летию
Петербурга. Серия «Дорога жизни» — итог
совместных усилий учеников старших классов авторской школы. Кроме того в
экспозицию вмонтированы настенные росписи, выполненные
учащимися в арт-кафе Мариинского театра (Санкт-Петербург), в
«Комнате сказок» Российской детской библиотеки (Москва).
В Малой Академии
целенаправленно пропагандировался конструктивно-творческий метод,
цель которого – развитие индивидуальной способности у юных
рисовальщиков к открытиям и изобретениям, постепенно
формировалась «картина мира» юного художника в пространстве «картины» («Свеча сказки»,
«Как принц грустит о принцессе», «Рождение поэта», «Цветущие деревья»,
«Дом дракона», «Часы солнца»).
Характерные черты рисунков
детей 5 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный
характер детского парадоксального мышления и особенности их восприятия. Обычно
дети используют 5-6 цветов. В данном случае («Октябрь» АвторВолодя
Лубенко, 9 лет) можно говорить об уровне эмоционального развития
выше среднего у юных художников. Ведь более широкая
палитра цвета предполагает натуру очень восприимчивую к сюрпризам ( так
со знаком +, так и со знаком - ) внешнего мира. Дети очень чувствительны к
тому, что говорят, и как к ним относятся взрослые.
Не новость, что рисунки детей
почти всегда отражают события, связанные с
впечатлениями из их повседневной жизнью, путешествий,
или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей и,
конечно, мультипликационных фильмов.
Авторские рисунки
детей не всегда отражают события, связанные с
впечатлениями из их повседневной жизнью или сюжеты из
рассказанных сказок. Мотивы легенд также популярны, как сюжеты
самостоятельно прочитанных книг, просмотренных детских кинофильмов и спектаклей
и, конечно же, мультипликационных фильмов и визуального ряда
компьютерных игр. В подростковом возрасте наступает переходный этап.
Отрока начинают в рисунках волновать не только игровые
измышления, но и сложный вещественный окружающий, мир, который он к
этому времени начинает систематически изучать («Свет осени» Автор
Наталья Попова, 13 лет; «Исполины» Автор Кизько Елизавета, 13 лет).
Школьники в этом возрасте проявляют интерес к беглым
зарисовках. С охотой
рисуют с натуры.
Восприятие натуры
сосредотачивается на отдельных предметах, наблюдениями за погодой, сменой
настроений в природе. Ребята справляются со сложными
задачами. А это - видимые соотношения между предметами в форме,
расположении, цвете. Задачи освещенности еще не
привлекают внимания подростка. Прежняя уверенность и
непосредственность в процессе рисования иногда заменяется неуверенностью,
осторожностью. Причину следует искать в, прежде всего тем,
что мышление, восприятие переходят в план искусства. Интерес к самому
предмету, меняется взгляд на вещи и явления, появляется признание
художественных качеств изображения, которое не рассматривается только с точки
зрения его правдоподобности на плоскости. И соответственно
заменяется эстетикой живописной или графической образной трактовкой
изображения, связанной с поисками новых художественных средств для свободного
раскрытия своего замысла.
Перспектива, размещение
изображённых предметов на листе бумаги, ритм композиции, выбор точки зрения,
высокий или низкий горизонт, ракурс - все эти моменты
начинают восприниматься подростком как средства художественной
выразительности наряду с колоритом в тематической композиции.
Здесь, в экспонатах
выставки явно просматривается
систематическое участие со стороны
преподавателей в выборе средств художественной выразительности,
постановка конкретных задач, видимо, соотносится с учетом индивидуальных
возможностей учеников, их интересов, характера и темперамента.
Следует отметить, что все
юные рисовальщики разных выпусков, представленные на
вернисаже, владеют на практике этими средствами выражения.
Успех творческих поисков современных тинэйджеров зависит от
индивидуальных возможностей отдельных учеников, но тенденция к
поискам новых средств выражения, поддержанная педагогами,
характеризует этот сложный возрастной этап. У одних школьников эти
творческие поиски воспитывают художественный вкус, способствуют развитию
интеллектуальных способностей, духовности,
любви к искусству. Для других, более одаренных, кого притягивает все новое, еще
неизвестное - это начало сложного, но
увлекательного путешествия к профессиональному
искусству.