Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2015 » Июль » 17 » 16 июля в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка немецкого художника Георга Базелица "КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ... "
18:29

16 июля в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка немецкого художника Георга Базелица "КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ... "

Выставка в Русском музее – это первый за долгие годы масштабный показ произведений Георга Базелица в Петербурге. Его знаковую картину «Бутылка и орел» (диптих, 1977)  зрители знают как экспонат из   постоянной экспозиции в «Музее Людвига в Русском музее». Теперь у петербуржцев и гостей города есть уникальная возможность  приблизиться к  творчеству классика европейского постмодернизма на выставке в Мраморном дворце.

 Известный   как скандальный  нео - экспрессионист,   Базелиц также  проявил себя как  основоположник  движения «Новые дикие». Взяв курс на экспрессионизм, он балансирует на грани возврата к фигуративности, проявляет активный интерес к цвету, спонтанности как методу в живописи.

В экспозицию, которую представили  вниманию петербургских любителей искусства, вошли  живописные холсты, графика и акварели, выполненные мастером за последние 20 лет. Работы при были в город на Неве из венского музея Альбертина и присоединятся к картине Георга Базелица «Бутылка и орел», что выставлена в постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее».

Георг Базелиц – известная фигура мирового искусства второй половины ХХ века.  Живописец, график, скульптор - он относится к числу самых выставляемых и дорогих из ныне живущих художников. Его произведения входят в собрания таких значительных музеев, как нью-йоркский МоМа и Метрополитан, лондонский Тейт Модерн и многих других. Выставки Георга Базелица проходили в музее Соломона Гуггенхайма, Королевской Академии художеств Великобритании, мюнхенской Пинакотеке современности, Музее современного искусства в Париже и римской Галерее Боргезе. 

За заслуги перед современным искусством художник получил много престижных премий: в 1989 году он стал кавалером Ордена литературы и искусства, а в 2006 – лауреатом Императорской премии Японии. Георг Базелиц был любимым художником канцлера Г. Шредера и главным художником чемпионата мира по футболу 2006 года.

Настоящее имя мастера Ханс-Георг Керн. Он родился в 1938 году в Саксонии в городке Дойчбазелиц. В 1956 году  поступил в Высшую школу изобразительного и прикладного искусства в Восточном Берлине, но вскоре был вынужден покинуть ее из-за обвинения в «общественно-политической незрелости» и продолжил обучение  в Западном Берлине. В 1961 году художник взял себе псевдоним Георг Базелиц в память о месте своего рождения. К этому времени  сложился его собственный узнаваемый стиль.

Георг Базелиц никогда не следовал какому-либо одному направлению в искусстве, он всегда шел против правил, экспериментировал, хотел создать что-то новое -  отличное от устоявшихся в искусстве форм, найти новые выразительные средства. В начале творческого пути Базелиц демонстрировал неприятие чистого абстрактного искусства, минимализма и концептуализма, доминировавшего в немецком искусстве послевоенного времени. Он, напротив, обратился  к дальнейшей разработке предметной живописи. Красивому, холодному, отточенному, но безэмоциональному стилю, провозглашавшему «легкость бытия», он противопоставил свои мрачные, агрессивные картины. 

Георг Базелиц сразу же заявил о себе как художник-провокатор. Его картины противоречили общепринятым моральным принципам и устоям: изображения людей в эксбеционистских позах, тронутых тлением человеческих конечностей, эпатировали публику. Впервые широкой общественности Базелиц стал известен в 1963 году в связи с громким скандалом на его выставке, когда две картины были запрещены к показу и изъяты как непристойные. 


В своих работах Базелиц намеренно писал «дисгармонию», подчеркнуто предпочитая «эстетику безобразного» высокому вкусу. Позже этот стиль превратился в одно из самых влиятельных течений в современном искусстве, которое критики назовут «bad painting” - «плохой живописью», а Базелица - «хорошим художником плохой живописи». 


Бунтарское настроение Базелица привело к появлению многочисленных портретов современного героя «нового типа»: мятежника, повстанца — простого парня, пастуха и лесоруба. Но они представлены скорее как обезоруженные воины, безмолвные отрицатели, выражающие бездействие. Эти образы заняли центральное место в творчестве художника. Также он часто обращается к теме Второй  мировой войны, передавая состояние послевоенного общества.


 С середины 1960-х Базелиц увлекся созданием так называемых «фрактурных картин», в которых части человеческой фигуры или предмета оказываются разъединены и смещены относительно друг друга. Тем самым художник  «размывал» их изначальные значения. Так же  он изменил технику исполнения и стал наносить краски по принципу «движения вокруг оси».  В конце 1960-х он начал переворачивать свои картины «с ног на голову» (изображать фигуры вниз головой), что стало фирменным приемом художника, который его прославил. Базелиц считает, что это «лучший способ освободить изображаемое от содержания» и привлечь внимание зрителя к изобразительным качествам картины.  

 

 Начиная с 1970-х практически ни один год не проходит без крупной выставки Георга Базелица. А в 1980-х он уже стал всемирно признанным художником, многие мечтали заполучить себе в коллекцию его работы.  В это же время он начал заниматься скульптурой, которая также принесла ему большой успех. В 1990-х Базелиц создал серию «Русских картин» -  пародий на некоторые картины советских художников социалистического реализма. Эти произведения глубоко автобиографичны, так как отражают отношение Базелица к периоду навязчивого распространения советской идеологии в Восточной Германии.


Художник сознательно стремился превратить свое искусство в анархический манифест, вступая в конфликт с официально признанными авторитетами в искусстве, смело развенчивая сложившиеся стереотипы. Радикальный стиль и успех Георга Базелица вдохновили целое поколение художников, которых в Германии стали называть движением «новые дикие». Георг Базелиц является основателем неоэкспрессионизма, который сыграл определяющую роль в последующем развитии современного искусства. Этот стиль ознаменовал переход от модернизма к постмодернизму. В 1980-х неоэкспрессионизм стал глобальным явлением,  быстро распространившимся  в других европейских странах и США, и повлиял на творчество таких художников, как Жан-Мишель Баския, Джулиан Шнабель, Франческо Клементе. Многие современные авторы продолжают работать в этом направлении.

Выставка в Русском музее позволит познакомиться с новыми тенденциями в творчестве Георга Базелица на примере работ из знаковых тематических серий мастера.

Начиная с 2005 года Георг Базелиц создает серию произведений под названием «Ремикс», которая стала радикальным явлением в его творчестве. В ней он переосмысляет мотивы и темы своих более ранних произведений, представляя зрителям по сути их новые версии. В этой серии мастер использует выразительные графические приемы рисунка и акварели, применяя их в своей монументальной живописи. Присущие этим техникам легкость и прозрачность в сочетании с линиями, нарисованными кистью или процарапанными ее обратным концом, позволили Базелицу  освободиться от ощущения тяжести цвета, мрачной компактности и монотонно смешанных красок его более ранних работ. В результате новые произведения обрели свет и чистоту цвета, а живопись стала выглядеть как акварель. Примечательно, что рисунки и акварели серии «Ремикс» появились у Базелица после, а не до его картин маслом. При этом рисунки этой серии не являются  подготовительным материалом для живописи, и не повторяют ее в более доступном формате. В них происходит дальнейшее развитие образов, найденных в прежних произведениях.

На экспозиции представлены ремиксы на тему «Героев»,  в которых Базелиц выражает свое эмоциональное и творческое отношение к ранним произведениям, представляющим для него особую значимость. Также демонстрируются вариации на тему «Русских картин» («На старом уральском заводе», «Сбор помидоров (Зинаида Ковалевская)» ).

 На выставке показаны новые версии работ из серии «Прогулок по лесу» и картин, с изображением ног, которые стали одним из центральных сюжетов в творчестве Базелица с 1960-х годов. Они являются  своего рода талисманом для художника. Изображение ног восходит непосредственно к фотографии почитаемого Базелицом норвежского художника Эдварда Мунка. Он был запечатлен так, что его ноги не были видны ниже колена и  этот недостающий фрагмент стал для Базелица главным мотивом в серии «Прогулок по лесу». Изображение лесного пейзажа нашло отражение в его первой картине, которую он перевернул в 1969 году  - «Лес вниз головой». Ремикс этой работы представлен на выставке.

Зрители увидели знаменитые «перевернутые» картины Георга Базелица, автопортреты и портреты жены художника, а также работы из уникальной «Кулинарной серии», которые являются иллюстрациями  к реальной кулинарной книге и выставляются  впервые, так как были выполнены по заказу специально для подруги художника Риты Баклинер и ее книги.

Картины Георга Базелица — это система из крайне сложного переплетения личных воспоминаний, прошлого и настоящего, ежедневной реальности и истории. Художник все время возвращается к одним и тем же темам и мотивам. Он постоянно обновляет собственный стиль и в первую очередь поглощен изобразительной формой, а не интерпретацией какого-то сюжета или высказывания.  В произведениях последних лет мастер детально продумывает свои идеи, выражая их в синтезе фигуративности и абстракции, пишет работы спонтанно и быстро. Основу его творчества  составляют с одной стороны диалог художника со своей судьбой и пристальный взгляд на программные произведения, определившие его исключительное место в искусстве 1960-х. С другой стороны -  разговор с современным немецким искусством, признаваемым и ценимым, разговор-раздумье о возможностях и границах искусства. Секрет успеха Георга Базелица кроется в редкой способности улавливать импульсы в развитии искусства. И сегодня, несмотря на всемирное признание, он продолжает экспериментировать и не боится идти на риск в своем творчестве.


В экспозицию вошло 60 произведений.

 



Просмотров: 1371 | Добавил: Terra-mobile | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024