Оксана Дубицкая «Борис Данчич. Графика»
7 апреля
2016 года в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открылась
выставка «Борис Данчич. Графика». На ней представлено более 170 графических
работ ленинградского архитектора, художника Б.В. Данчича из частных собраний.
Борис
Викторович Данчич (1892–1942) родился в городе Изюме Харьковской губернии. В
1912 году поступил на архитектурный факультет Академии художеств, который
закончил из-за вынужденного длительного перерыва в обучении только в 1925 году.
Учился у архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. С 1927 года и до конца своих
дней Б. В. Данчич трудился в ГИПРОМЕЗе (Государственный институт проектирования
металлических заводов, с 1934 – ГИПРОГОР, Государственный институт
проектирования городов), занимался проектированием общественных и промышленных
зданий, разработкой планов новых социалистических городов, строившихся вокруг
крупных промышленных предприятий: Кривого Рога, Комсомольска-на-Амуре,
Магнитогорска, Нижнего Тагила, Уфы. Умер от истощения в феврале 1942 года на пути
в эвакуацию из блокадного Ленинграда.
На
выставке представлены, главным образом, графические поиски Б. В. Данчича
1908–1941 годов (акварели, гуаши, рисунки карандашом, сангиной, тушью, углем),
которые демонстрируют многообразие интересов мастера и позволяют проследить эволюцию стиля с юношеских лет до конца жизни. Многие натурные мотивы были сделаны Б.
В. Данчичем во время поездок-командировок по стране. Это пейзажи и бытовые
зарисовки, сделанные автором в родном городе Изюме, в Златоусте, Костроме, Нижнем
Новгороде, Петрограде–Ленинграде, Уфе, в станице Дондуковской на Кубани, на
Волге, в Крыму и на Кавказе.
Целая
галерея женских портретов, образов–типажей 1920-1930-х годов свидетельствует о мастерстве
Б. В. Данчича.
Неподдельный интерес представляет серия анималистических работ: зарисовки, выполненные в
цирке и в Ленинградском зоопарке в 1930-е годы.
По своей стилистике изысканные, гармоничные произведения Б. В. Данчича близки эстетике художников объединения «Мир искусства».
Наряду с
художественными работами на выставке демонстрируются проекты нескольких
зданий разного назначения, а также авторские эскизы архитектурного оформления
памятников Г. К. Орджоникидзе во Владикавказе, (осуществлен в 1946 году, снесен
в начале 1990-х), Я. М. Свердлову и Низами (не осуществлены).
Дополняют
экспозицию фотографии разных лет, документы, письма из семейного архива
архитектора.
|