Наталия Андреева Юбилейное издание "Академии художеств Академия художеств в прошлом и настоящем". Материалы международной научной конференции
Юбилейное
издание Академии художеств, приуроченное к 260-летию со
дня основания Императорской Академии художеств совместно с институтом имени
И.Е. Репина и Научно-исследовательским музеем при Российской Академии художеств
вместило в себя ряд оригинальных статей об истории Императорской Академии художеств,
материалы из истории коллекций Императорской Академии художеств, статьи на
основе изучения советского и постсоветского периодов, а также обобщения из
художественных школ в Европе и Азии.
Статья
Юрия Боброва «Роль Академии художеств в сохранении культурного наследия:
открытие Византии» предваряет данное издание и обращает внимание на «существющее
соперничество между Россией и Западом... в сфере сохранения памятников
культурного наследия». Среди имен русской византистики, играющей ведущую роль в
мировой науке И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, Ф.И. Буслаев. Статья продолжается
рассказом о том, как в 1843 году академик Ф.Г. Солнцев вел работы в Софийском
соборе Киева. Автор статьи публикует интереснейший материал о деятельности Гассара
Фоссати и его опыте реставрации памятников древности, и об отчетах в
Императорскую Академию художеств, где впервые используется термин «реставрация».
В
статье «Академические художники - участники Великой Северной(2-й Камчатской) экспедиции
1733-1743 годов» Сергей Левандовский освещает большой исторический материал,
связанный с обозначенными в названии событиями. Упомянуты такие академические
локусы как Кяхта, Аляска, Алеутские острова и др. Обработанный и
проанализированный собранный материал стал кладезем Великой Северной
экспедиции, а ее участники «начальниками... благополучия» [цит. по: 2, с.6].
Исторические
очерки в данном издании продолжает автор статьи «Изменение финансового
положения Императорской Академии художеств, ее воспитанников, пенсионеров и
преподавателей в XYIII-
начале XX
века Анатолий Разуев, в которой представлено положение дел Академии с
финансовой точки зрения. Дается полный анализ пересчету денег и изменению
штатов. Цифры бюджетов Академии представлены в таблицах с пояснениями, за
которыми подробно просматривается финансовое обеспечение воспитанников,
пенсионеров и преподавателей. В целом, статья публикует вывод, что позиция
государства после 1883 года способствовала высокому уровню жизни преподавателей
Академии, что, в свою очередь, привело русское искусство к европейскому
признанию и блестящим результатам.
Ирина
Лобашева представляет статью «Штатные хранители академического музея в период
его становления как самостоятельной структуры в системе Академии художеств России.
1758-1870-е», в которой исследуется важная сторона истории музея -
деятельность, обеспечивающая само его существование, например, составлена опись
«неподвижных вещей», собрание «Рюст-камеры», «экспозиционных зон»,
«Минц-кабинета» и других коллекций. Четкая характеристика деятельности музея
приводит автора к выводу о том, что к 1890 году имелось одно из богатейших
отечественных собраний художественных ценностей. Также статья обращает внимание
на качество каталогов того времени, их описательный, а ненаучный характер. Автор
статьи продолжает исследование, раскрывая этапы развития музея и подчеркивает
значительную роль хранителей в этом процессе.
Историческая
глава юбилейного сборника продолжается исследованием Екатерины Андреевой «Об
устройстве скульптурного музея в залах первого этажа здания Императорской
Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1860-х годах», в которой описывается
деятельность по подбору и показу слепков с античных скульптур, их расстановка,
масштаб, связанные с этим строительные и ремонтные работы, проводимые в главном
здании к 100-летию принятия первого Устава Императорской Академии художеств.
Статья описывает деятельность П.А. Черкасова по составлению каталога музея и
размещению новых залов по экспонированию «гипсов». Автор статьи, давая оценку
музею Античных скульптур, цитирует В.В. Стасова, Г.М. Преснова, других
исследователей античного искусства и археологов.
Статья
Ольги Кривдиной «Профессор скульптурного класса Императорской Академии
художеств Н.С. Пименов и его ученики» рассматривает преподавательскую
деятельность Н.С. Пименова с позиций сохранения традиций классической системы
преподавания, изучения наследия и сохранения конкурсов для учеников, имеющих
право на пенсионерскую поездку за счет Академии художеств. Приводится в пример
статусность учеников великого педагога, получивших европейское признание и
представлявших достижения российской скульптуры за рубежом.
В
исследовании Евгении Клишевич «Кони Клодта» в проекте профессора архитектуры
Императорской Академии художеств К.А. Тона» дана история создания «Коней с
возничими»; приведены важные факты истории строительства Дворцовой пристани,
программа Гальберга, решения архитектора Генерального штаба К.И. Росси и
другое. Статья описывает наличие заказа «спроектировать пристань в лучшем
греческом вкусе» как, к примеру, «Кони Марли», и конкретная деятельность,
экстраполированная к установленному ансамблю на Аничковом мосту.
Исследователь
Мария Чаркина в статье «Медальерный класс в Академии художеств» актуализирует
тему истории развития данного искусства, поэтапно рассматривая ход становления
специальности, которое поддерживалось Указами Екатерины II и Александра I.
Автор статьи обращает внимание на организацию обучения учеников медальерного класса,
технику и технологию изготовления предметов, композиционную изобретательность,
работу классов химии, металлургии, геральдики. Статья рассказывает об открытии
в Никольской куртине Петропавловской крепости рядом с Монетным двором 27
сентября 2016 года современного медальерного класса, единственного на сегодня в
России.
Искусствовед
Римма Головенкова публикует статью «Пенсионерство в Императорской Академии
художеств во второй половине XVIII века». На основе развития русско-французских
художественных связей в указанный период стали возможны стажировки во Францию и
Италию, - рассказывает статья. Сведения в форме рапортов становятся основой для
написания Наставления для пенсионеров Академии. Статья указывает на множественный
фактологический материал: даты, имена, заметки, события, комментарии, - все то,
что в юбилейные дни Академии станет поводом для благодарной дани в честь их
памяти.
Эммануэль
Шварц в статье «Из Петербурга в Париж и обратно: как пенсионеры Императорской
Академии художеств обучались в парижской Школе изящных искусств» детально
рассматривает как на рубеже XYIII-XIX веков вследствие политических событий
стилистическое влияние французского академизма на русское искусство в значительной
мере стало ослабевать. Речь идет о принятии русского искусства, в том числе
кисти женщин и евреев. Статья раскрывает историю процесса обучения в означенной
Школе изящных искусств.
Интересным
исследованием представляется статья Юлии Арутюнян «Аллегории «трех знатнейших
художеств» в академической традиции второй половины XYIII - начала XIX века».
Рассказывая об эмблематическом языке в школьном театре, поэзии, искусстве, который
был характерен для отечественной культурной традиции с допетровских времен, аллегоризм
был обусловлен и восходящими к эпохе барокко принципам иносказаний, и
классицистской склонностью к формированию единых программ художественного
оформления зданий, и просвещенческой дидактикой наглядного морализаторства и
акцентированного назидания, и сложившиеся отечественные традиции
эмблематического изображения.
В
статье «Эволюция академической системы художественного образования в
историко-культурном контексте Петербурга 1860-1870 годов» описываются сложности
в деятельности Рисовальной школы, начавшиеся с отставкой министра финансов;
была также инициирована трансформация Школы Обществом поощрения, описан
определенный перерыв в ее работе. Статья довольно определенно обозначает два
направления - художественно-промышленное и, собственно, художественное. Четкий
вывод аналитического исследования автора говорит о том, что положение статуса
Рисовальной школы к 1870 году значительно укрепилось.
«Русский
испанец Августин Бетанкур: академик Королевской академии изящных искусств
Сан-Фернандо в Мадриде» - это рассказ Елены Чуйковой о деятельности выдающегося
инженера в двух странах: Испании и России. Высокая оценка его творческого труда
в области инженерных работ, архитектуры и транспортной системы звучит и в
данном имени-характеристике – русский испанец.
Вероника-Ирина
Богдан предлагает статью о творческой и научной деятельности выпускника
Императорской Академии художеств: «И.И. Горностаев – архитектор, педагог,
даритель». Повествование включает в себя деятельность героя статьи в Императорской
Публичной библиотеке, названы основные работы его как архитектора периода
эклектики. Также речь идет и о даре буддистского культового предмета библиотеке
Академии художеств.
«Академик
А.Е. Бейдеман в Исаакиевском соборе: возвращение из забвения» - это
исследование Олега Любезникова, которое доказывает, что автором живописных
икон, замененных мозаиками был академик Александр Бейдеман в противовес
утверждению, что им был Карл Брюллов. Автор выражает надежду, что историческая
справедливость восторжествует.
Одно
из влиятельных течений в русской живописи рубежа веков можно обозначить
термином «необидермейер». Прослеживание определенных традиций читатель
обнаруживает в статье Александра Муратова «Преломление методики А.Г.
Венецианова в академическом художественном образовании XIX-XX веков». По закону от простых форм
к сложным Венецианов развернул свою преподавательскую деятельность и применял
такую педагогику как длительную штудию с натуры, что и обеспечило
преемственность в отечественном изобразительном искусстве.
Лилия
Овчинникова предлагает вниманию труд под названием «Императорская Академия
художеств: взгляд из Сибири». Основное внимание уделено изучению деятельности
выпускников Академии в культурно-образовательном центре Сибири Томске.
Выставочная, благотворительная, организационная деятельность педагогов
заслуживает специального изучения и внимания читателей.
«Академики
Императорской Академии художеств – ведущие архитекторы Прибалтики в XIX веке»
- представители Балтийских губерний. Их биографии и наиболее значительные
произведения упомянуты в статье Дайны Лаце. Автор определил круг имен
академиков, практиковавших в Балтийских странах, давая историческую и
профессиональную оценку их деятельности.
Мария
Нитка описывает дискуссию между передвижниками и академистами в статье «Генрих
Семирадский в Санкт-Петербурге и Риме в свете переписки». Использовался
материал архива Папского института церковных исследований в Риме.
Свидетельства
современника, - так можно отобразить жанр следующего повествования под
авторством Лидии Красноперовой «Академия художеств в воспоминаниях ее
воспитанника А.П. Боголюбова». Упоминается и о решении открытия выставки работ
Боголюбова в Академии.
Ольга
Баженова в статье «Академическая художественная школа и ее выпускники в истории
белорусской живописи XIX
века. Новые архивные материалы» сообщает биографические данные художников, их
социальный статус, перечисляет проблемы с атрибуцией произведений.
Обращаясь
к собранию Военно-медицинского музея автор статьи «Реалистическая живопись в
собрании Военно-медицинского музея» Мария Олейник вспоминает о существовании
фронтовых бригад и воспевает творческий потенциал художников-реалистов. Подсчет
работ возводиться к цифре 450 000 экспонатов.
Новая
глава издания названа так: Из истории коллекций Императорской Академии
художеств и предлагает начать со статьи Риммы Байбуровой «Формирование коллекций
художественных произведений в Императорской Академии художеств в XYIII веке».
О Шувалове, Бецком, жертвователях и дарителях говорится в этой статье. По
аналогии с западноевропейскими традициями была прописана процедура выполнения
программных заданий, которые позже составили часть коллекции.
Архитектурные
материалы и печатные источники по истории Академии позволили восстановить
автору Елене Плюсниной не только «Итальянскую гравюру в коллекции
гравировального класса Императорской Академии художеств», но и коллекции
гравировального класса по состоянию на 1868 г., а также итальянскую часть коллекции,
представленную в основном работами мастеров римской школы. Автор обращает
внимание на наличие образцов для подражания в Академии - творчество Рафаэля и
его последователей, художников болонской школы подробно описывает гравюры
Моргена. Затрагивая вопросы реформы и передачу ВХУ коллекции гравировального
класса, отмечается, что к 1930 году музей был расформирован, а его коллекции
разрознены.
О
коллекции, составленной венецианцем Фарсетти рассказывает статья Сергея
Андросова «Известное и неизвестное о собрании Фарсетти». Среди источников
приведенных сведений автор упоминает краткий каталог 1788 г., а также переписку
папы и венецианского нобиля. Также высказывается предположение о замене
оригинальных экспонатов копиями и вывозе всей коллекции.
Елена Дмитриева выносит в заглавие статьи
цитату: «Сей кабинет заключает многие пользы»: коллекция слепков с резных
камней И.И. Бецкого и сообщает состав коллекции и ее назначение. Например, восковые
оттиски Бецкого. Назначение академического кабинета раскрывают функции
коллекции: ознакомление с древней мифологией, использование в качестве
наглядного материала, представления из истории глиптики и другое. Статья итожит
исследование детально изученными особенностями актилиотеки И.И. Бецкого.
«Вопросы
атрибуции гравюры начала XYIII века из коллекции Научно-исследовательского
музея при Российской академии художеств» стали основной тематикой исследования
Анастасии Алексеевой. Обратившись к содержанию и рисунку Гербовника рассматривается
гравюра XYIII в. «Священномученик Иосиф». Изучив гравюру и доступные материалы,
автор выдвигает ряд научных выводов и предположений.
Александр Круглов в статье «Утраченный» рельеф
Фарнезе - Ноллекенса – Шувалова» рассматривает историю древнеримского рельефа
«Жертв императора», который считается утраченным. Атрибуция рельефа, его
размеры, восстановление и история предстают в статье с совершенной очевидностью
и достоверностью. Рассматриваются несколько этапов реставрации, упоминаются
конкретные мастерские, имена скульпторов-реставраторов, а также периодизация
истории реставрации.
Значительным
вкладом в изучение живописи XYIII века стала статья Елены Бортниковой «Святой
евангелист Иоанн Богослов» М.Ф. Воинова в собрании ГМЗ «Петергоф (новое из
биографии художника и история создания картины), в которой представлены
неизвестные факты биографии русского художника выпускника Академии художеств Михаила
Воинова и история создания картины «Святой евангелист». Рассматриваются
содержание его пенсионерской поездки, а также вопросы приобретения работ
художника. На основе изученных материалов автор публикует вывод о том, что
вышеназванное полотно является уникальным образцом живописи, с полностью
восстановленной «биографией» и украшает постоянную композицию в Ораниенбауме.
С
такими ключевыми словами как: Пальмира, мраморный надгробный рельеф, мужской
скульптурный портрет, катакомба, римская эпоха, написана статья Вадима Зуева «Мужской
портрет из Пальмиры (страничка из истории коллекций Музея Российской академии
художеств)». В статье представлены: история поступления данного экспоната,
информация об экспедиции под руководством Ф.И. Успенского и перечисление
привезенных из Пальмиры артефактов. Статья информирует о передаче в дар музею
Академии художеств мужского портрета из Пальмиры.
«Декоративное
панно, приписываемое Якобу де Виту, из шуваловского собрания Академии
художеств. К вопросу об атрибуции» - так называется исследование Алисы
Мезенцевой, посвященное истории Академии и первому собранию ее картинной
галереи куратором И.И. Шуваловым.
Шуваловская коллекция находится и в Эрмитаже, где использовалась для
копирования учениками, и в Государственной Третьяковской Галерее, о чем в каталоге
ГТГ найдено некоторое несоответствие. Статья опирается на подробное описание
декоративного панно в каталоге А. Сомова и предваряет «Обманки в искусстве» на
грядущей выставке в Государственном Эрмитаже в декабре 2018 года.
Научная
статья «Скульптурный декор Северных врат Казанского собора: прообраз XY века и
стилистика классицизма» рассматривает историю слепка с «Врат рая" и
изучение истории бытования объекта исследования. Автор Александра Баламова
пишет, что «Райские врата» представляли собой интерес как произведение литейного
искусства самого высокого уровня. Но атрибуция вызывала вопросы. История
экспоната датирована и периодом Второй Мировой войны. Описывается также
изменение композиции створок Северных врат. В итоге, вся богатая история этого
образца, изначально предназначенного для учебно-просветительских целей,
определена огромной ролью в реставрационной практике русских скульпторов в
Академии художеств.
Новая глава данного издания начинается со
статьи Элеоноры Глинтерник «На перекрестке памятных дат: выставка «Графическое
искусство в СССР (1917-1927) в Ленинградском ВХУТЕИНе (б. ИАХ)" и истории
ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Автор опирается на документы Научно-библиографического
архива Российской академии художеств в Санкт-Петербурге. Приведены примеры
выставки плаката и юбилейной выставки "Графическое искусство в СССР
1917-1927 гг."; с учетом потребности времени на выставке представлены все
жанры тиражей графики и отмечается недостаточный состав мастеров из Москвы в
количественном отношении. Однако, оптимизма прибавляет вывод автора о том, что
академические традиции будут продолжены.
Четкие
концепции о влиянии новаторского искусства на Общество молодых художников четко
прослеживается в статье, написанной в соавторстве Оксаной Дубицкой и Дмитрием
Аверьяновым «Свомас: влияние Пунина - Татлина - Малевича на молодежь». Значимо, что «...создание новой социальной среды, новых общественных
отношений, новой жизни после революции, так или иначе, вынудило начинающих
художников творить новый облик формалистического искусства, участвуя в
социальном маскараде: изготавливать плакаты, значки, украшать улицы к праздникам,
расписывать заборы…». Статья изобилует историческими событиями, именами, датами;
в статье, приведена Схема Учебного плана Государственных свободных
художественных мастерских, - в целом, представлен
серьезный фактологический материал, связанный с означенным периодом. В выводах
исследования значится и конфликт различных теорий в художественном образовании
и причина этого конфликта, определяемого авторами как продиктованного
политическими веяниями и интересами. Искусствовед Оксана Дубицкая вводит в
научный оборот понятие «социального маскарада» в его философско-эстетическом
аспекте, и, придавая описываемому явлению сложную многозначную коннотацию,
вызывает в памяти читателей данной статьи корреляции с ахматовской строкой: «...посмотри,
он только начинается наш кроваво-черный карнавал...».
Татьяна
Коробкина публикует статью «Плакаты первых десяти лет советской власти в
коллекции Научной библиотеки при Российской академии художеств», в которой
озвучивается тезис о том, что плакатная продукция была неотъемлемой составной
частью монументальной пропаганды и агитационной деятельности, развернутой
большевистским правительством сразу после Октябрьской революции в России.
Упоминаются литографии Апсита, Дени, плакаты Страхова-Брасловского, Симакова,
панорамная живопись Френца. Статья описывает 30 из 47 плакатов 1917-1927 гг.
В
основу исследования монументальной и монументально-декоративной скульптуры в
статье Полины Поповой «К истории монументального отделения скульптурного
отделения факультета Академии художеств в 1920-е - начале 1930-х годов»
приведены ранее неопубликованные архивные материалы. Статья озвучивает задачи
формирования нового поколения скульптора-монументалиста через систему обучения,
уделяя особое внимание направлению монументальной пластики. Описывается также
существование мастерских без руководителей, вследствие чего в 1924 году ВХУТЕИН
разработал новый учебный план, в котором была представлена основная программа
на факультете скульптуры и даются целевые установки. Статья содержит исторические
сведения о работе ЛВХТИ и ИНПИИ - организаций, заложивших основу ленинградской
школы скульптуры.
Статья
«Академия художеств в годы Второй мировой войны Ольги Шитовой-Беловой посвящена
анализу архива скульптора Ю.К. Линника, его работе в Средней Азии и
исследование по реставрации в городе Загорске. Приводится пример факта утраты
части архива в1992 году в Санкт-Петербурге и неуважительного отношения к
национальному наследию в данном конкретном случае.
В
научный оборот искусствоведов с помощью исследования Маргариты Гагановой «Об
участии студентов Академии художеств в реставрации Троице-Сергеевой лавры
(1938-1941 годы)» вводятся архивные документы о привлечении студентов
архитектурного факультета Ленинградской Академии художеств к реставрации
Троице-Сергеевой Лавры в 1938-1941 гг. Статья исследует роль архитектора
Жолтовского в процессе реставрации, его педагогический метод, приведены также и
дополнительные сведения из архива И.В. Трофимова о работе в Загорском музее.
Констатация обрыва связей с приоритетом в пользу учащихся Московского архитектурного
института дает автору статьи право опубликовать вывод о сделанном шаге в
узкопрофильную систему подготовки мастеров-реставраторов.
«Преподаватели
и выпускники Академии художеств в Севастополе» - так называется статья Татьяны
Сайгушкиной, в которой автор обращается к теме исследований на Братском
кладбище Северной стороны Севастополя. Вопрос о сохранности памятников -
визитных карточек города, история их создания, и имена их создателей - суть
данного изложения. Мощные связи, которые объединяют Академию художеств и город
Севастополь требуют отдельного рассмотрения.
Автор
Ольга Батурина размещает статью под названием «Художники Казахстана - выпускники
Института имени И.Е. Репина». Исследование датируется двадцатыми годами ХХ
века, в котором отмечены работы Черкасского, Великановой, Мамаева и др.
Информируется о создании юбилейного справочника Института имени И.Е. Репина.
В
списке главных разновидностей живописи Санкт-Петербурга Светлана Грачева автор
статьи «Сюжетно-тематическая картина в современной петербургской академической
живописи - атавизм или прорыв в будущее?» определяет тематическое и
стилистическое разнообразие жанра и индивидуальность каждого мастера. Автор
выступает в защиту реалистической живописи, названного критиками архаичным
способом воспроизведения действительности. Статья публикует имена мастеров-корифеев
сюжетной картины и имена художников, продолжающих традицию сюжетности в
живописи.
Нина Кутейникова знакомит с храмовыми работами
в статье «Храмовое искусство выпускников Института имени И.Е. Репина»,
рассматривая ряд произведений XXI века и дает краткий анализ специфики работы.
Отмечается и анализ многовековой традиции искусства книги. Статья рассматривает
храмовое творчество, определяет стилистику и обобщает деятельность храмового
искусства в единый «духовно-художественный» организм.
«Римский
topos образа: художники Императорской Академии художеств XYIII-XIX веков и «новая
Сикстинская капелла XXI века (Redemptoris Mater, Ватикан)» рассматривает
иконографическую программу современной мозаики. Автор Олег Ульянов подчеркивает
значение Рима для всей европейской культуры. Разбираются коллизии пенсионных
поездок, истории создания шедевров в Риме и высшая оценка нового свершения
русского jenius в Риме в 2017 году.
Автор
Ольга Кошкина выступает от имени группы «Эрмитаж» с аналитической интерпретацией
академической концепции художественного образования в статье «Участники
творческого объединения «Эрмитаж» - студенты и выпускники Академии художеств».
Речь идет о неофициальной «эрмитажной школе" Длугача, трех поколениях
участников, мастерах и учениках группы и о наследии, переданном данной группой
современному искусству.
«Связи
Каррарской академии изящных искусств и Императорской Академии художеств
Санкт-Петербурга» - статья Антонии Чампи, которая открывает раздел «Художественные
школы в Европе и Азии». Статья посвящена крепким культурным связям в искусстве
XIX-XX вв. среди русских и итальянских художников и, пролонгированной традиции
общения вплоть до наших дней.
«Скульптурная
галерея Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо» и Хосе Мария Лусон
Ногэ рассматривает собрание скульптуры Музея Академических искусств Сан
Фернандо. Выделены этапы формирования коллекции, названы основные имена и
произведения галереи.
«Первая
художественная Академия в Севилье» - статья, написанная в соавторстве Надежды
Сим и Галины Стоговой, которая рассматривает академии как новые феномены
позднеренессансной культуры. Наличие свободных сообществ для образования и
самообразования привело к известности, признанию и, как следствие, большим
заказам. Статья рассматривает этапы формирования идеи «Академии», где уставом
была закреплена система обучения 1660 года. В своем дидактическом развитии
учебная программа дополнилась преподаванием точных наук в академиях Мадрида,
Барселоны, Сарагоса, Валенсии.
Марко Менегуццо в статье «Будущее Академий
художеств. Роль Академий: от эпохи модерна к постмодернизму и глобализации»
разбирает вопросы «Откуда мы пришли» и «Куда мы идем». Утверждается, что на определенном этапе
единство целей искусства и государства были разрушены. А наследие авангарда и
разрушения Первой мировой войны обострили вопросы индивидуальности в искусстве
и реальности действующих творческих групп.
«Венская
академия изящных искусств: Академия - школа – университет» - это прослеженная
история развития Академии с момента ее основания до наших дней, согласно
изложению Георга Михаэля Гармса.
Статья
«Университет искусств Мусашино» и автор Таданори Нагасава рассказывают о
соглашении, которое закрепляет сотрудничество Университета искусств Мусашино и
Института имени И.Е. Репина. Креатив и традиционная культура выплавляется в творческие
инновации двух школ и дает синергетический эффект интернационализации
искусства.
Заключает
большой юбилейный сборник статья о формировании художественных школ в Монголии,
автор Дорджсурэн Уранчимэг. «Художественное образование в Монголии». Главное
достижение, описываемое в статье - создание художественных академических школ в
Монголии и выработка своего неповторимого художественного стиля на почве
монгольского народного традиционного искусства. Статья анализирует творческий
рост студентов, воспитанных на лучших традициях мирового искусства, что
является приоритетом высшей школы.
|