Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2016 » Октябрь » 15 » К вопросу применения мифологического способа восприятия мира как метода познания современных социокультурных процессов
17:35

К вопросу применения мифологического способа восприятия мира как метода познания современных социокультурных процессов

 Дмитрий Аверьянов Оксана Дубицкая  К вопросу применения мифологического способа восприятия мира как метода познания современных социокультурных процессов


События, происходящие в мире начиная с 2008 года, напрямую вторгаются в нашу привычную жизнь в виде то  финансовых кризисов и военных действий,  спровоцированных злой волей человека,  то    природных катаклизмов,  смутных предчувствий и страхов.  Вольно или невольно  приходится реагировать на  события и выстраивать определенные схемы защиты и маневрирования в калейдоскопе происходящего.

  Художник   получает информацию, и вот здесь начинается реакция, которая приводит к определенным выводам и рождению художественного образа как завуалированного ответа на происходящее. Чем дольше длится событие, тем более отчетливо проступает его "лик".

Границы жанров в современной живописи часто пересекаются, создают сложную полижанровую структуру. Условность и готовность к метаморфозам  изображения  определены и отрефлексированы художником Дмитрием Аверьяновым  изначально.

      Стремление    воплотить «мифологическое время»       проявилось в картинах      «Мир ПРАВИ И ЯВИ»    2008-2009, «Приход Года Черной Лошади» (декабрь 2013-январь 2014)  «Геракл освобождает Прометея»(2014 май – август обстрел Донбасса),           «В поисках истины» (2015), «Старая цитадель»  (2015).


  Дмитрий Аверьянов  «Геракл освобождает Прометея»


Появление картины «Мир Прави и Яви»  -  попытка, с одной стороны, объяснить, а с другой стороны,  самому художнику понять водовороты событий, которые проходят одновременно в разных временных и пространственных слоях.  В центре, как  символ нравственного закона –  образ Матери с младенцем - всепоглощающей  любви и защиты от  сюрпризов внешнего мира.  Явь, Навь,  Правь  –  три  грани  мира в славянской  метафизике. Явь – мир материальных форм, которые   человек видит и чувствует. Мир Яви со всех сторон окружён Навью. Навь – это то, что предшествует миру Яви, и то, что остаётся после него как след  прошедшего. Навь – неосвоенный  человеком и непредсказуемый мир,  проявляется как мир сновидений,  потусторонний мир, мир неотчётливых ощущений, интуиции, предчувствий и   воспоминаний.

  Художник  просто получает информацию, и вот здесь начинается реакция, которая приводит к определенным выводам и рождению художественного образа как завуалированного ответа на происходящее. Чем дольше длится событие, тем более отчетливо проступает его "лик". И когда художник в этом  лике  угадывает схожие черты  с другими событиями, то по принципу аналогии выстраивается ряд, удобный для обзора каркаса событий. Прочувствовав  аллюзию   через аналогию событий и фактов для анализа, проявляется "жгучий"  материал, который будоражит чувства и уже возвращает обогащенную эмоцию в сознание исследователя, и вот здесь появляется привкус, предощущение и проявляется  творческая догадка на уровне эврики.  И  кажется,   что сейчас произойдет чудо, потому что возникло очень  волнующее  предчувствие Великой догадки.  Но все это не проявлено, но уже осязаемо в масштабах, и говоря образно, напоминает огромного кита, выпрыгивающего из глубины океана на поверхность.  Предвкушение чего-то огромного, важного заставляет замереть,   чтобы это всё не  разрушить.   Словно художник   стал   осторожно и опасливо подбирать стёкла с диоптриями, чтобы увидеть детали происходящего.   Мозг лихорадочно, как скоростной процессор, начинает оцифровывать явление, беспощадно выкидывая лишнее, случайное, несвоевременное.

 Постепенно приходит осознание массива событий, выстраивается генеалогия, последовательность и масштаб. Потом мозг  принимается  подбирать название и выстраивать иерархию, то есть ставить на "полочку", и параллельно с этим начинает вырисовывать образ идеи. Начинается работа над произведением, где непрерывно уточняя процесс анализа, как резцы снимают лишнее и осторожно проявляют образ, погружая его в цепь событий, которые происходили, и как видится художнику, будут происходить.

 Вероломное нападение на Южную Осетию в 2008 году,  инспирированное врагами человечества   с Атлантического побережья и запрятанное в формы лжи, дескать, это всё сделали вы сами, очень сильно потревожило шаблон восприятия Западной цивилизации в целом. Нападение произошло в период проведения Пекинской Олимпиады в 2008 году,  и напоминало по комбинации фактов события 21 июня 1941 года.

 А глобальность этому событию добавил факт всемирного Воскресного утра, когда Поднебесная, вложив огромное количество сил, терпения и нервов в этот праздник мирного  состязания, ожидала от планеты мирного неба, а получила удар исподтишка. Хотя еще в древней Элладе все войны останавливались на период олимпиад. И связь с Древностью, и синхронность событий стали говорить о том, что динозавры никуда не делись, они живут с нами, только хорошо спрятались.

 Появление картины «Мир Прави и Яви(2008-2009гг.) есть попытка, с одной стороны, объяснить, а с другой стороны, самому понять водовороты событий, которые проходят одновременно в разных временных и пространственных слоях.  В центре, как основной нравственный закон – это образ Матери с младенцем - всепоглощающей  любви и защиты от  сюрпризов внешнего мира. Все остальное разворачивается по принципу бесконечного шторма на Юпитере. И если на Юпитере перемещающиеся темные участки и яркие вспышки двигаются вместе с вихрями, то в этой картине взаимодействуют события Архаики со Средневековьем, Праотцами, лежащими в основании этих фундаментальных процессов.


  Дмитрий Аверьянов «Мир Прави и Яви»


 Всё вращается вокруг любви и одновременно в поисках любви и защиты. Отчуждение, ложные истины, сомнения, поиски счастья, надежда, страхи, попытка удержаться за призрачные ценности, которые оказываются не истиной, а соляным столбом.  Через всё это перепутье проходит человечество, очищаясь  от сомнений, ото лжи, от иллюзий, и приходит к любви и спокойствию, к  ясным истинам жизни. Группа девушек выходит из океана сомнений озаренные любовью, и только те, кто сохранил идеалы и не предал их, обретают счастье. Фланкируют их две фигуры из тех же девушек, олицетворяющих  «две крайности».   Девица,   которая  изображена справа «пошла»  по тому пути, что  повторяет путь Офелии, и ушла в мир иллюзий.    Это одна крайность. А другая дива  «ушла» в близорукость научного знания, погрузившись в исследовательский процесс с головой, и углубившись настолько, что перестала понимать внешний мир. Идущая девушка со светильником и ищущая спасшихся из океана сомнений, похожа на Надежду, потому что упорно ищет и надеется на спасение, казалось бы, безнадежно исчезнувших в пучине сомнений и иллюзий. В центре под размышляющей и наблюдающей головой находится группа персонажей,   занятых подготовкой к  вхождению во взрослую жизнь:   наивную девушку, раболепно слушающую двух наставниц в возрасте, которые внушают ей  свое понимание жизни. Ожидаемое восхождение оказывается нисхождением в клоаку сточных низменных вод. И в этот момент, когда она решает спускаться, все еще сомневаясь, происходит воспламенение и из нее исходит здоровый дух. Левая нижняя часть картины это  будущее,  которое ждет спустившуюся душу в темные воды. Во мраке лодочник отправляется в путешествие на фоне происходящей мистерии. Ему нужно пройти на лодке вместе со спутницей по бурлящей лаве сквозь горящий город, под арками мостов, на который еще и низвергаются потоки воды. И если внизу царят в большей степени страхи и чувства, то постепенно, согласно закону восходящего вихревого потока, события перемещаются вверх к иллюзиям разума. А там не столько ощущения, сколько мыслеформы и наваждения, рожденные ошибочным мозгом и вовлекшим людей в череду каскадов и водоворотов , поклонения идолам и принятию ошибочных суждений.   Иллюзион ввергает человека в омут памяти, приводит к личным катастрофам, крушениям идеалов, ложным спасителям, фальшивым проповедникам, обособляющимся группам (сектам).  Человечество   терпит бедствие на корабле истории  и не понимает,  в чем искать спасение.   Как не увязнуть в песках забвения?  


  Дмитрий Аверьянов «Приход года Темной Лошади»


«Приход года Темной Лошади» (конец 2013-начало 2014) обусловлен размышлениями о том,  почему по восточному гороскопу 2014 год - будет именно годом  темной лошади  и как это связано с  людьми, и связано ли вообще. На Востоке каждый жест соединён с определенным смыслом, а в европейской традиции  это зачастую внешняя  декоративная оболочка,которая не всегда увязана с содержанием.      Единство формы и содержания ближе к философскому пониманию сути  вещей, поэтому синтез  содержания, нашедшего своё воплощение в событии, и формы очевиден.  В декабре 2013, за два месяца до начала олимпиады, начался многодневный шторм со шквальным ветром. В итоге разгула стихии была  затоплена вся зона гостеприимства, особенно пострадала Олимпийская деревня. Воздействие соленой воды на технику было губительно,  сроки олимпиады сместить было невозможно.  Все это повышало градус  тревоги за мероприятие и самое главное, памятуя о военном конфликте в период Пекинских игр, и слыша агрессивную риторику со стороны Запада, ожидался как минимум бойкот нашей олимпиады, а как максимум возможная военная провокация со стороны США. К середине января все чудесным образом восстановилось, стали приезжать первые гости. Всё было готово к Играм. 


Цивилизация атлантов была высокоорганизованна и доминировала в мире, однако она исчезла и об ее исчезновении до самого факта события, знали несколько посвященных и они,  вероятно,  спаслись. Но ген атлантизма, высокоразвитая технология, вкупе с лицемерием и бездушием, и сегодня  способна погубить человечество. В верхней части картины изображена стремительно  мчащаяся вниз огромная,  все сметающая волна-возмездие  со скорбящими ликами пророков, осознающих свою гибель, и не способных как-то что-то изменить. Врывается этот поток в пустыни современного Ближнего Востока, вызывает цепную реакцию в этих  странах. Из пустыни исходят целые племена и народы, снимаются со своих традиционных мест обитания, разрушается уклад жизни. Над народами доминирует страх быть сметенными этими вихрями. Люди в самодельных лодках пытаются куда-то уплыть. Европейская женщина гостеприимно протягивает руки к представительнице другого народа спасшегося от стихии. Дети разных наций обсуждают возможность спасения. Вожди племен приводят свои народы к краю земли и бездны, напоминающее стояние перед пропастью  с чувством страха и отчаяния. Все осознают,  что традиционные пути решения проблем не работают. Сбываются древние пророчества о переселении народов, и на фоне этих зарождающихся событий,   по праву индекса воображения  в картину входят  темная лошадь и  человек,  несущий факел с олимпийским огнем,  символом    олимпиады. Мистерия началась. 2014 год наступил.


Картина «В поисках истины» создана в начале 2015 года   как осмысление событий периода семилетия. Размышляя о приоритетах,    мысль выкристаллизовывается из хаотичного набора  ассоциаций,  озарений: что есть главное, что нет. Сюжет: юноша в античном костюме синего цвета уже видит цель и пытается спасти от сновидений – иллюзий свою спутницу, (над ней тяготеет чужое мнение), которая в нерешительности, но все же идет за ним (возникает ассоциация с Орфеем, все-таки спасшего Эвридику).  Юноша жестом как  бы раздвигает «паутину сомнений» и, вероятно, выходит на «путь истины.


 «Старая цитадель» – это апофеоз,  ликование свободной стихии. На картине видны остатки некогда грозной цитадели,  превратившейся в груду камней. Ничто не способно устоять перед этим божественным аккордом, ставящим точку над страхом и тщеславием человечества.


   Дмитрий Аверьянов «Старая цитадель»




Просмотров: 5171 | Добавил: Terra-mobile | Рейтинг: 4.9/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2017