«Самый
счастливый день в жизни
Олли Мякки»- дебют Юхо Куосманена
в полнометражном игровом кино
Юхо Куоманен
- Наша дружба,
наше тесное общение началось 10 лет назад. Мы учились вместе. И мы
поехали на кинофестиваль. ВТетербург. В Швецию. И там сблизились ментально.
Что касается - фильмографии, то это наш первый совместный
проект
Оксана Дубицкая
- Код общения был найден сразу или
первоначально были сложности во взаимопонимании?
Юхо Куоманен
- Идея была моя, но мы видели этот фильм одинаково. Сначала я сам пытался писать
сценарий, но когда понял, что у меня не получается, то попросил Микки
присоединиться. И когда мы объединились, то главное в нашем тандеме ясно
понимать, как мы видим этот фильм, куда идти, какая цель.
Оксана Дубицкая
- По-фински
фильм называется «Улыбающийся человек». С юмором .Кто придумал название?
Юхо Куоманен
-Это Микки придумал.
Оксана Дубицкая
- Англоязычный вариант звучит двусмысленно.
Юхо Куоманен
- Мы говорим об оригинальном названии, да? На самом
деле, название фильма родилось на последней стадии съемок. Но мы решили, что
это название подходит этому фильму, потому что главный герой, хоть и боксер, но
представляет собой необычный типаж. Дело в том, что в Финляндии мужчины редко
улыбаются.
Дмитрий
Аверьянов
- Этим они похожи на русских…
Юхо Куоманен
-Да, да. В
Финляндии считается, что если мужчина, допустим, много улыбается, то он немного странный.
Дмитрий Аверьянов
- Легковесный.
ЮхоКуоманен
- Возможно. Вообще считается, что боксер почему-то
должен быть брутальным, серьезным.
Дмитрий Аверьянов
- Как Поветкин.
Юхо Куоманен
- А здесь улыбка – попытка произвести бунт против
стереотипа.-
Оксана Дубицкая
- Сценарий писался для конкретного актёра?
Юхо Куоманен
- На самом деле, мы знали, кого хотим для главной роли, и этот актер был
первым, кому мы рассказали про эту идею,
сценария фильма как такового не было.
Оксана Дубицкая
- Ярко Лахти сразу дал согласие?
Юхо Куоманен
- Да, да. Он
дал согласие. И это был 2011
год. Ярко стал тренироваться, заниматься боксом. И даже вел бои. Он хотел
знать, что это такое.
Оксана Дубицкая
- Сам персонаж был интересен Ярко?
Юхо Куоманен
- Он знал, кто такой Олло Мякки в реальной жизни и
был его фанатом. Я считаю, что актер был в
хорошей физической форме. Он понимал, что делает. Не было наиграша. Мои
просьбы как режиссера заключались в том, чтоб он старался быть более открытым,
улыбался, показывал чувственные стороны.-
Дмитрий
Аверьянов
- Можно вопрос? Ярко Лахти ждал съемок несколько лет?
Юхо Куоманен-
-5.лет
Дмитрий Аверьянов
- А чем же Вы занимались все эти годы?
Юхо Куоманен
- Я пытался писать, я занимался театром, ставил
оперы, немного преподавал.
Оксана Дубицкая
- То есть жили своей жизнью?
Юхо Куоманен
- Да, конечно. Съемки этого фильма - это был мой
основной проект. Но для того чтобы заработать на жизнь, я занимался побочными
проектами.-
Оксана
Дубицкая
- Как много значит музыка в Вашем фильме?
Юхо Куоманен
В моем фильме по сравнению с другими очень мало
музыки. Но в тех местах, где она есть ее достаточно. Это не фоновая музыка. Она
специально написана для определенных моментов. Фильм черно-белый. И хотелось,
чтоб эстетика черно-белого экрана захватила зрителя и поглотила его с помощью
музыки. В фильме музыка звучит трижды: в двух местах, когда идет фильм, и когда
идут титры.
Дмитрий Аверьянов
- А почему Вы использовали черно-белый формат?
Юхо Куоманен
-Это наш взгляд, наше погружение в 60-е годы. И на
самом деле, Эстетика черно-белого экрана освободила от выбора цвета. У нас была
игра света и тени. Цвет может быть преградой на пути к цели. Снимали на одну 16-миллиметровую камеру. Без
зума. С пятью съемными объективами, но использовали в основном три. Мы ведь
снимали «условный»1962 год. И было много мест для съемок. Это огромный труд
«поймать» аутентичные места 1962 года. И я ездил смотреть.
Оксана Дубицкая
- С художником постановщиком?
Юхо Куоманен
- Один. У меня было много времени. В 2019 году мы
сняли фильм «Торговцы картинами». Он был цветной.
Оксана Дубицкая
-Движение от замысла к художественному воплощению не
было противоречивым?
Юхо Куоманен
- На удивление, хорошо все сложилось . Говорят,
фильм должен рождается в трех
этапах. Фильм рождается, когда идея
умирает, когда пишется сценарий, рождается заново, когда идут съемки. Монтаж
–это надежда, что фильм не умрет никогда.
Оксана Дубицкая
- Не новость,
что в кинематографе фигурируют три основных темы: жизнь и смерть, мужчина и
женщина отцы и дети. Эти темы проявляются в конкретной истории?
Юхо Куоманен
-Это, смотря, как широко смотреть на эти понятия. В
принципе, можно сказать, что они есть, если поискать их, то найдешь. В моем
фильме, например, нет явно темы «отцы и
дети», но если перефразировать, то есть тема
«наставник и ученик». Конечно, любовная линия присутствует.Ажизнь
и смерть , они всегда с нами. Потому что фильм, как минимут, начинается и
заканчивается. Я, надеюсь, как режиссер, что у зрителя останутся какие-то
впечатления.
Оксана Дубицкая
- Нашему с Вами поколению свойственно видение
через призму иронии. Нет?
Юхо Куоманен
-Да, мне ирония знакома. И это спасает от отчаяния.
Оксана
Дубицкая
- По сюжету, летом 1962 года у Олли Мякки были все
шансы стать чемпионом мира по боксу в полулегком весе, тем не менее, он проиграл бой американцу Дейву Муру. Однако Ваш Фильм - это не история поражения.
Это история любви
Юхо Куоманен-
- Да.
Оксана Дубицкая
- Спасибо большое за конструктивные ответы. Надеюсь,
мы не очень Вас утомили вопросами. Желаю хорошего отклика зрительской
аудитории.
Юхо Куоманен-
- Спасибо. Я буду надеяться, что Вам понравится
фильм.