Николай Трофимов в БДТ. Интервью с Николаем
Смирновым
Беседу ведет Татьяна
Назарова
В этом году исполнилось 95 лет со дня
рождения Николая Николаевича Трофимова. Актера помнят и любят зрители,
пересматривают фильмы с его участием, вспоминают спектакли, в которых он играл.
С большим теплом говорят о Николае Николаевиче и коллеги. Недавно о Трофимове
рассказал один из ведущих актеров Санкт-Петербургского театра Комедии имени Н.
П. Акимова, заслуженный артист России Николай Смирнов. После окончания школы-студии
МХАТ (курс В. Н. Богомолова) Смирнов с 1987 по 1997 год служил в БДТ и выходил на
сцену вместе с Н. Н. Трофимовым.
НИКОЛАЙ СМИРНОВ: Бывают актеры, похожие друг на друга. А такого, как Николай
Николаевич Трофимов, надо еще поискать. Ну, нет, нет нигде такого артиста!
Николай Николаевич был добрый по жизни, а на сцене – вдвойне. Мне кажется, у
него никогда не возникало проблем ни с партнерами, ни со зрителями. Я не видел
у Николая Николаевича никакой жесткости. У него были только мягкие углы, только
теплота и душа. Что ни вспомни: Лев Гурыч Синичкин в одноименном фильме,
капитан Тушин в "Войне и мире”, Акакий Плющихин в "Табачном капитане”, другие
работы в кино или в театре, – везде, в каждой роли это чистая любовь и доброта.
Даже когда он играл какое-то отребье, например, Расплюева, он нес в себе это
замечательное чувство – наверное, по-другому не мог. Доброта – это редкость,
просто крупицы в каждом театре, а в некоторых театрах ее вообще нет. Великих
актеров, наделенных этим качеством, можно по пальцам пересчитать. Такими
актерами, например, были Евгений Павлович Леонов в московском "Ленкоме” и,
естественно, Николай Николаевич Трофимов в БДТ.
Пиквик в спектакле "Пиквикский клуб" Фото Н.Горловой
ТАТЬЯНА НАЗАРОВА: Ты
пришел в БДТ в 1987 году. Вскоре тебя ввели в спектакль "Пиквикский клуб” на
роль Сэма Уэллера. Я помню, как ты говорил, что любишь вводы.
И всё-таки, было
ли поначалу трудно, и помогал ли тебе Николай Трофимов?
СМИРНОВ: Да, он меня поддерживал. Я ввелся в "Пиквикский клуб” уже
после смерти Георгия Александровича Товстоногова, году в 1989-м. Репетиции
проводила Людмила Павловна Шувалова. Конечно, я волновался. Даже не думал, что
окажусь в этом великолепном спектакле. Николай Николаевич Трофимов по роли был
моим непосредственным патроном, а я – его слугой. И самое главное: я должен был
его любить. И я его любил. Не то слово – боготворил! На первых
спектаклях я играл эту любовь искренне, крупным планом и уверен был по
наивности, что играю правильно. И вдруг подходит ко мне Олег Валерианович
Басилашвили и говорит: "Молодой человек,
неправильно играете Сэма Уэллера. Английский слуга отличается от французского
Фигаро, от итальянского Труффальдино, от
русских Степана и Захара тем, что свои чувства никому не показывает. Он держит
их в себе, он аристократ”. После советов Олега Валериановича роль, как мне кажется,
стала получаться. А Николай Николаевич одним своим присутствием создавал
творческую атмосферу, и под его взглядом мне было тепло и уютно, как под
июньским солнцем.
НАЗАРОВА: Многие актеры, которые работали
с Трофимовым, вспоминают, что он любил импровизировать…
СМИРНОВ: О да! В спектакле "Пиквикский клуб” был такой момент –
я прихожу в тюрьму к своему хозяину и говорю: "Хорошая тюрьма, сэр! Мои прошлые
тюрьмы были похуже”. Он с недоумением спрашивает: "Что?” – "Ничего, сэр, – быстро
отвечал я. – Съешьте лучше яблоко!” У меня в кармане лежало яблоко, мытое и
немного подпиленное – так его легче было разломить. Николай Николаевич
по-честному ломал его на коленке и отдавал одну половинку мне, а другую съедал
сам. И вот на одном спектакле ему дали скользкое, словно натертое воском
яблоко. Может быть, его слишком хорошо начистили, может, была другая причина –
я не знаю, но когда Пиквик ударил им об колено, яблоко выскочило у него из рук
и улетело в будку суфлера. Там сидела Вера, которая подсказывала актерам текст.
Представляю, как это выглядело из зрительного зала: яблоко летит в суфлерскую
будку, и вдруг оттуда на полметра вылезает рука с яблоком! Пиквик невозмутимо
говорит: "Спасибо, Вера!” – и как ни в чем не бывало идет дальше. Мне, конечно,
такие вещи показывать нельзя, потому что я очень смешливый, я уже дальше играть
не могу, мне надо уйти со сцены и где-нибудь отсмеяться. До сих пор помню
реакцию Николая Николаевича. Удивительный человек.
Со временем Николай Николаевич стал забывать текст. Вот что обычно
делает актер в такой ситуации? У него начинается паника, он напрягается, начинает
вспоминать свою реплику… А Николай Николаевич, наоборот, расслаблялся и делал
вид, что это ты, партнер, забыл слова. В спектакле «Смерть Тарелкина» Качала и
Шатала, которых играли Юрий Стоянов и Валера Матвеев, периодически пели за него.
Ведь это музыкальный спектакль, где всё идет под музыку, играет живой оркестр,
и надо точно попадать в ноту. Николай Николаевич иногда забывал слова, или
сбивался с ритма – и, мол, давайте! И вот они пели вместо него его же арии, а
он всем своим видом показывал: вот, господа зрители, с кем приходится работать!
Даже текста не знают! Это всегда было смешно, весело, и никто не обижался.
Расплюев в спектакле "Смерть Тарелкина"
Иногда его отсебятина в точности совпадала с музыкой, а
иногда – нет. И тогда дирижер оркестра Семён Ефимович Розенцвейг, видя, что у
Николая Николаевича возникла проблема, подавал знак в оркестр: мол, ребята, внимание,
теперь надо очень точно ловить! Если в этот момент должна была играть четкая ритмичная
музыка, она вдруг начинала немного затухать и замедляться, чтобы актер мог
собраться и вступить в нужный момент. Трофимов действительно вспоминал, собирался,
вступал и органично существовал дальше. Потому что это был гений. Просто гений.
НАЗАРОВА: Хочу спросить тебя о
спектакле «Мещане», возобновленном после смерти Георгия Александровича
Товстоногова. Видел ли ты его? Помнишь, как его восстанавливали?
СМИРНОВ: Да, я видел "Мещан”
примерно в 1990 году. Его восстановили в годовщину смерти Товстоногова. Это был
шок. Зал стоял и минут пятнадцать-двадцать аплодировал.
Лучшего спектакля я в
жизни не видел – ни до, ни после. Такое мастерство, такой класс, такая
энергетика! Этого впечатления мне хватило лет на десять.
Я уже в БДТ не
работал, а всё время думал: "Ничего себе, получил заряд энергии!”
Перчихин в спектакле "Мещане"
НАЗАРОВА: Слышал ли ты когда-нибудь, как
Трофимов говорит о БДТ, о том, что там происходит?
СМИРНОВ: Чувство справедливости у Николая Николаевича было на самом
высоком уровне. Я помню, когда умер Георгий Александрович Товстоногов, на малой
сцене собралась труппа по поводу переименования театра из БДТ имени Горького в
БДТ имени Товстоногова. Очень многие были против, выступали, шли жаркие споры.
Молодежь, конечно, молчала – нам слова не давали. И вот у меня на глазах театр
начал разделяться. Вышла полярность. Кто-то говорил: "Надо оставить
аббревиатуру БДТ с именем и профилем Горького, потому что весь мир знает, что
это театр Горького, и мы ездили на гастроли с этим именем. А как мы поедем с
театром Товстоногова? Никто же не будет знать, что это за театр приехал!” У
этих людей были свои аргументы, а другие говорили: "Надо увековечить имя
Товстоногова и его время! Он создал тот великий БДТ, который знает весь мир!
Ну, что такое Горький, что он сделал для этого театра?” И на той, и на другой
стороне были такие крупнокалиберные орудия, что я думал: "Ну, всё, сейчас разорвет
театр!” Когда я учился в школе-студии МХАТ, именно в это время произошло
разделение Художественного театра, и я очень боялся, что то же самое может
произойти с БДТ. Слава Богу, что этого не случилось. А тогда все выступали эмоционально,
громко, яростно, зло… Но когда заговорил Николай Николаевич Трофимов, никто
не мог ничего сказать против. Потому что любовь к нему была всеобщая. Он,
конечно, был за то, чтобы театру дали имя Товстоногова. Сейчас я понимаю, что
это совершенно правильно, а тогда мое сердце разрывалось. Я думал: и так надо,
и так надо… Ведь я знал этот театр как БДТ имени Горького и поступал в театр
именно с таким названием. Хорошо, что нас молодых артистов, никто не
спрашивал. Без нас всё решили. Это была особая каста актеров – небожители,
олимпийцы, к которым было непросто подойти, даже прикоснуться к ним.
НАЗАРОВА: Расскажи, пожалуйста, как
проходили репетиции Товстоногова с Трофимовым.
СМИРНОВ: Да я видел только несколько репетиций! Георгий Александрович
выпускал тогда "На дне” Горького и репетировал "Смерть Тарелкина”. Он был
вежлив, обходителен,
мудр,в том числе и с Николаем Николаевичем. По крайней
мере, мне так казалось. Если бы году в 1977-м, или в начале восьмидесятых кто-нибудь
сказал мне, что я буду работать в таком замечательном театре с таким великим
режиссером, и моими партнерами будут Олег Валерианович Басилашвили, Николай
Николаевич Трофимов, Ольга Волкова, дядя Миша Данилов, Валентина Павловна
Ковель, я бы, наверное, рассмеялся ему в лицо и ответил: "Да ну! Ты шутишь надо
мной!” Это была аспирантура актерского мастерства после четырехлетнего обучения
в институте. Я действительно счастливый человек – я их видел, играл с ними,
ощущал их, трогал. Николай Николаевич Трофимов просто проходил мимо, и в его
взгляде было столько тепла и доброты, что мне этого хватало надолго. Этого было
достаточно, чтобы пережить голод и холод девяностых с мыслью, что всё у нас
будет хорошо.
январь 2015
|