Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2015 » Апрель » 6 » Премьера спектакля "Сказки старого Арбата" на сцене театра комедии им. Н.П.Акимова 27 марта 2015 года
16:38

Премьера спектакля "Сказки старого Арбата" на сцене театра комедии им. Н.П.Акимова 27 марта 2015 года

 Сказки старого Арбата               


О чем эта пьеса? О странностях любви. Последней любви, как наваждения. О соперничестве. И это не классический треугольник. И не линия взаимоотношений: отцы и дети. Здесь главный мотив любви – ненависти. Отвергнутая любовь превращается в ненависть и взывает к мести. От любви к ненависти, как известно один шаг, а от ненависти к любви еще ближе. Полшага. Сюжет непрост и не очевиден. Обычно такие пьесы провоцируют читателя (зрителя) на эмоциональный отклик.
Премьера спектакля по одноименной пьесе Алексея Арбузова, состоялась на сцене театра комедии им. Н.П. Акимова 27 марта 2014 года.
В честь юбилея Валерия Никитенко поставил спектакль московский режиссёр Валерий Саркисов. Безусловно, концептуальная постановка передает зрителю видение режиссера.

Условность пространства и внешнего мира отшумевших шестидесятых с безликим плановым строительством новостроек Москвы намеренно обыгрывается художником Александром Орловым. Отсюда и обитая (лже) дерматином входная дверь квартиры, и унылая кнопка звонка, и тусклая лампочка, едва-едва освещающая предполагаемый лестничный пролет.
В зыбком, хрупком, тревожно - неустойчивом мире Валерия Саркисова соорудить нечто фундаментальное и нерушимое невозможно. Движущиеся белые конструкции многофункциональны: включают в себя и полки, и окно. На полках, украшенных растиражированными по всему свету плакатами легендарной группы Битлз, стоят легкие металлические каркасы, лежат рулоны бумаги и подрамники.
Никаких сидящих и стоящих на многочисленных полках кукол и игрушечного зверья нет. Зато весело бликуют эффектные бутылки из зеленого стекла.
Мотив приближения старости, отодвинув завязку пьесы с размышлениями неуёмного фантазёра Федора Балясникова (Валерий Никитенко) о том, «куда уходят дни?» в сторону открытия заново окружающего мира, постижения законов мироздания прерываются здравомыслием его закадычного друга Христофора (Юрий Лазарев), тот с утра успел пройтись по магазинам, чтоб было чем позавтракать с утра.
Христофор. Федор Кузьмич умерь свою прыть и лучше оглянись на прожитые годы.
Балясников. Никогда! Только будущее подвластно человеку - прошлое уже не в его власти. И хватит спорить, одно черное дело ты уже совершил –заставил меня взять отпуск… А ведь я вот уже пять лет не опускался до такой степени.
Христофор. Ты неразумный, но шумный человек, Федя. Ты даже представить себе не можешь, до какой степени я с тобой устаю.

Врывается Кузьма Балясников (Денис Зайцев). Он в ярости. Темперамент буйный унаследован от папы (в соответствии с ремаркой драматурга), вот и ведет себя как тасманский дьявол, самое злобное существо на планете, свирепый сумчатый хищник, смысл жизни этого зверька в постоянных стычках с себе подобными. От Дениса Зайцева и следовало ожидать острого рисунка роли. Реальный возраст актера не соответствует сценическому возрасту персонажа, но Денис Зайцев умело "потерял" свой возраст, и не особо выделяется среди двадцатилетних партнеров.
Кузьма одет в серый костюмчик и отчего-то в красных носках (такая расцветка у серого гуся перелетной птицы, природа ищет, экспериментирует, как хочет; принарядить в костюмы актеров выпал счастливый билет художнику Андрею Климову).
Кузьма с ходу энергично задвигает конструкцию в дальний угол. Вокруг него витают флюиды агрессии. Кузьма здоровается с Христофором, умудряется произнести приветливое слово «здравствуйте» таким тоном, каким только на войну призывать. Пить чай не желает, ему хочется скандала с выбросом адреналина. И он бросает вызов Христофору.
Кузьма. Лучше объясни, как можно долго и все время общаться с этим человеком!
Выскакивает Балясников, довольно резво для пенсионера. Он одет не то чтобы как ковбои Техаса из романа Аллана Данна, но вроде того, как вообще одевались в той местности.
Балясников. Кузьма, я призываю тебя соблюдать известные границы.
Кузьма. Никогда!

Дуэль отца и сына – режиссерская удача.
Артисты увлеченно и квалифицированно играют скандал, выясняют личные отношения.
БАЛЯСНИКОВ Что, в конце концов, случилось?
КУЗЬМА Сегодня утром Николаев вызывает меня на "Мультфильм" и предлагает работу в его рисованном фильме. Я, естественно, соглашаюсь, однако меня охватывают сомнения, и я спрашиваю, почему его выбор пал на меня, всего лишь студента четвертого курса?.. И тогда этот тип заявляет: рекомендации вашего отца — закон, а он рекомендовал вас весьма настойчиво. Каково! Мало того, что ты рекомендовал меня, но ты еще осмелился рекомендовать меня весьма настойчиво. А вчера получаю телеграфный перевод... Пятьдесят рублей, черт возьми! Я, закономерно, интересуюсь, кто же отправитель, читаю обратный адрес... "Серебряный бор. Робинзон Крузо"! (Христофору.) Ну, скажи, кто дал ему право издеваться и разыгрывать благодетеля? Кто он такой, в конце концов?
БАЛЯСНИКОВ. Я твой отец, Кузьма.
КУЗЬМА. Ты? Какое самомнение.

Следующим этапом претензий в битве за превосходство стал профессионализм.
КУЗЬМА. Всю жизнь ты стремился к одному — повергать всех в изумление. Но вот тебе уже шестьдесят, а по-настоящему ты так никого и не изумил.
БАЛЯСНИКОВ. Это от чьего имени ты заявляешь? Золотушное поколение! Фокусники без гроша за душой. Уйдем мы — и никого не останется!
КУЗЬМА. А что ты о нас знаешь? Так любовался собственным великолепием, что и заметить не успел, как время твое кончилось. Финита! Даже в кукольном театре собираются отказаться от твоих услуг.

В примечании драматурга сказано: «пьесу рекомендуется играть стремительно, даже сентиментальности придавая оттенок азарта». Так ведь нет. Стремительностью отличается только Денис Зайцев. Его партнеры никуда не торопятся. Видимо, это режиссерское решение. Наверное, чтобы настроить зрителя на более точный ритм советского времени.
После бегства Балясникова-младшего, мастера кукол недолго горевали, и отправлялись в те места, где когда-то обитало счастье, а точнее в загул.
Вернулись на рассвете втроем. Ночь внесла свой сюжет: настроила безмятежные сердца на алкоголь и братание с первым встречным. Им оказался Толстячок (Алексей Макрецкий) из города Гдова. Растревоженное любопытство Балясникова переходит все границы, неизвестно на каком факультативе по эстетике его научили указывать другим, как должно поступать. Спозаранку он требует, чтоб ему играли на гитаре. Толстячок, оказавшийся волей случая в чужой квартире, спорить не стал. Алексей Макрецкий играет мягкого, застенчивого человека «оттуда родом, где люди воспитанные». Он очень хорошо поет, подыгрывая себе на гитаре. Рассказывает историю о рождении нового человека, правда, к этому событию он отношения не имеет. Он – тень прошлого в жизни экс-супруги. И становится грустно.
Христофор провожает нового знакомого.
Балясников остается один ненадолго. Призывный звонок из внешнего мира манит и зовет. Балясников ринулся на призыв и не прогадал. Возникает в «причудливом кабинете» юная девушка (Елизавета Кузьмина). Вполне симпатичная. Эту девушку зовут Виктоша. Он приехала из Ленинграда, «поцеловала» запертые двери, и все потому, что ее легкомысленная подруга Наташа Кречетова скоропостижно выскочила замуж и укатила в Теберду, совершенно позабыв о плановом визите Виктоши. Все эти бытовые детали Балясникову совершенно неинтересны. Он уже вообразил, что к нему явилась Фея, чтоб скрасить его одиночество. И все тут. Тем более что «чуду» предшествовало видение: некто в красном прохаживался по студии (скользил на грани эффектного кинематографического приема наплывов одних эпизодов на другие).
«Фея» в исполнении Елизоветы Кузьминой - современная амбиционная эмансипированная дива. И одновременно доверчивая и беспомощная, как ребенок, обескураженный жизненными обстоятельствами (она рано потеряла родителей и на ее руках оставалась своенравная и капризная младшая сестра). Редкое сочетание качеств характера. И привлекательное. Для чемпиона эгоизма Балясникова. Есть теперь по отношению к кому проявлять свои лучшие моральные качества, а не отвратительные черты характера.
«Фея» мечтает сделать всех женщин в СССР счастливыми на свой лад.
Виктоша. Представляете, как было бы чудесно, если бы все знаменитые модельерши Лондона и Парижа лопнули от зависти. Вот бы прелесть была!
Эту реплику Елизавета Кульмина произносит с неподдельным восторгом. Жаль, что выглядит, как хиппи: в неброской блузке, короткой юбке, прозванных остроумцами «колотырки», через плечо перекинута вязаная сумочка.
В 60-е, как и в 20-е годы, был бум на абстрактную геометрию. Особенно популярны черно-белые графические рисунки в стиле «оп-арт». Подобные модели предлагали многие модельеры - Оззи Кларк, Нина Риччи, Ги Ларош и символом моды шестидесятых стали абстрактные рисунки ярких «психоделических» расцветок Эмилио Пуччи. Но где Париж, а где Москва.
Нерастраченные запасы нежности вдруг хлынули через край, романтические порывы озарили душу безмятежного Балясникова. Эпизоды спектакля вдруг оказались на стыке театральных систем, явилась вдруг откуда не возьмись полижанровость – и таким образом «промелькнула неделя». В Астрахань никто так и не уехал. Прогулки по московским улицам, и вино и задушевные разговоры, стихи Тютчева - все это было выдержано в духе запрограммированного драматургом романтизма. Только ход оказаться через окно на крыше (питерские коты проводят половину своей жизни на крыше - и ничего) чтоб продегустировать вино был придуман режиссером, и воплощен художником-постановщиком. Оказаться на крыше во сне - означает бесконечный успех.

«Занавес».
В начале второй части спектакля становится ясно: Виктоша покорила сердца сразу двоих кукольных дел мастеров. Блохин прекрасно понимает, что любовь предпочитает равных (с). Однако… Даже если ты влюблён, особенно, если ты влюблен, твой первейший долг - сохранить в неприкосновенности свободу «другого», он не обязан тебя любить, ты не смеешь ничего ждать в ответ, даже если любишь. В особенности, если ты любишь. (Сергей Исаев)
Христофор (Юрий Лазарев) увлеченно хозяйствует. Его размагниченность движений исчезла без следа. Он находчив, быстр, подвижен. Юрий Лазарев замечательно танцует. Его пляска с кастрюлей с брошенными на произвол судьбы (из – за вторжения Кузьмы и неожиданного визита Левушки), и разварившимися донельзя пельменей – это эффектный концертный номер.
Зал возбужден.
Второй яркий концертный номер-явление вежливого и «деликатного» Левушки (Геннадий Блинов) покинутого Виктошей жениха.
Геннадий Блинов играет Левушку не взрослым человеком, а большим ребенком, наивным, но начитавшимся научных книг, с верой в благородство. В его герое есть обаяние юности, мягкое неприятие пошлости, обмана. Хоть он и движется по сцене рак робот, сошедший со страниц романа Айзбека Азимова. Левушка стремится доказать самому себе, а заодно и миру, что не намерен разменять любовь на мелкую монету приятных мгновений.
ЛЕВУШКА. Ну что ж, статистика поздних браков показывает их относительную недолговечность. К тому же программа пожилых влюбленных довольно ограниченна — они бренчат на гитаре, дарят цветы в корзинах, поют цыганские романсы и в лучшем случае декламируют стихи. Словом, бремя возраста довлеет над ними полностью.

И словно, подтверждая сказанное, входит Балясников, сияет как масленый блин и тащит корзину с цветами.
ЛЕВУШКА. Вы из цветочного магазина? Поставьте цветы в угол и уходите.
Баляcников прямо-таки осатанел от этого предложения
А зал взорвался аплодисментами.

ЛЕВУШКА. Мне кажется все же, что старость следует уважать. Сколько ни дискутируй, старики немало сделали для нас — могли бы, конечно, и больше, но особого упрека бросать им не станем.
Балясников в ярости. Он бесцеремонно схватил юнца за шиворот и вынес из своей «обители».
Но Левушка снова возник. Он не мог оставить здесь чемоданчик с завтраком, который приготовила еще в Ленинграде его мама, сказать несколько импульсивных слов, сыграть на прощание пронзительную мелодию отчаяния, вооружившись музыкальным инструментом (у Арбузова Левушка – студент Ленинградского математического института, в спектакле Саркисова- студент Консерватории) и с оскорбленным достоинством удалиться восвояси.
Еще десять дней минуло. Погода наконец испортилась. Кузьма волочится за Виктошей под проливным дождем. Он влюблен. И Блохин, самый мудрый и добрый из всех кукольников сочувствует ему, заранее зная развязку.
Платоническое чувство расплавившегося от нежности Балясникова сотворило чудо: ему удалось сделать лучшие куклы к спектаклю «Прекрасная Елена», прототипами героев стали Виктоша и Кузьма, но он это не сразу заметил. Вот что удивительно: где были его глаза? Эффект Пигмалиона – психологический эффект оправдывающихся ожиданий?
Когда в огромных картонных коробках приносят куклы, и, открыв крышку коробки, Кузьма переживает звездный час.
Через едва заметные импульсы и действия, связанные с этими счастливыми сценическими мгновениями, почти не меняя внешнего рисунка роли, актер нашел свое романтическое воплощение.
Виктоша изумлена то ли мастерством Балясникова, то ли поразительным сходством с куклой, и встревожена поцелуем Кузьмы.
Балясников занят самолюбованием и мечтает о себе, но рассуждает о любви, не понимая, что любовь цельна по своей природе, она не делится на части, и полностью совпадает со свободой.
ХРИСТОФОР. Феденька, дорогой, ты ужасно заблуждаешься, и вовсе не ее ты любишь... Просто ты понял вдруг, какое это удивительное чудо: женщина!.. И в ту же секунду заметил, что ты окончательно и навсегда одинок. Только и всего, Федя. А кто виноват? Всех вокруг себя распугал.
БАЛЯСНИКОВ. Может быть... Мне такое множество лет, Блохин, но любовь... Никогда она еще не была мне так необходима! Может, ты прав, и совсем не в Виктоше тут дело, а просто бьется во мне потребность любить, бушует, жжет сердце... Читать вместе веселые книги и печальные стихи, встречать рассвет в незнакомых городах, работать до изнеможения и хвалиться этим друг перед другом, молчать в звездные вечера и умирать от смеха в дождливую погоду, — о черт, как я готов к этому!.. Но поздно, поздно... вокруг себя. А наши куклы? Может, и они не годны ни к черту? И эти добрые детки просто утешали нас, бедных старичков? Утешили и обратились в бегство! Где они... Виктоша, Кузьма? Почему они ушли? Блохин... Блохин, я больше никому не нужен.

В финальной сцене Балясникову легко и непринужденно удалось разрушить своим эгоизмом и недопониманием красивый роман Виктоши и Кузьмы.
Виктоша как бы, между прочим, сумела победить вражду отца и сына, сбылась давняя мечта Балясникова - старшего: жить вместе.
Словом, решила проблемы двух законченных эгоистов и исчезла, словно фея из сказки. Точнее, сбежала с чемоданом. И правильно сделала. Свобода абсолютна.
БАЛЯСНИКОВ. Не скажу. Хвастаться не желаю, Блохин. Но передо мною нынче предстало вдруг самое большое искушение, какое я знал в жизни. И я его преодолел. Простился с надеждой. И что же? Мне грустно и легко, Блохин, печаль моя удивительно светла... А куда ушла Виктоша?
ХРИСТОФОР. Она совсем ушла.
БАЛЯСНИКОВ. То есть как... совсем?
ХРИСТОФОР. Видишь ли, Федя, я уже давно утверждаю, что нам нужно сосредоточиться. Однако сейчас это необходимо, по-моему, как никогда.
БАЛЯСНИКОВ Она... уехала в Ленинград?
Навсегда?
ХРИСТОФОР. Наверно. Стемнело. Надо зажечь свет.
БАЛЯСНИКОВ. Погоди... Как странно... Как странно. А может быть, ее просто не было?

Леди с фаэтона, рысаку привольней.
КУЗЬМА. Была.
Но его прорвавшегося отчаяния никто не заметил.


Оксана Дубицкая



Просмотров: 869 | Добавил: Terra-mobile | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024