Выставка организована в рамках
проекта «Фотороссика», цель которого - изучение фотографической иконографии
России, созданной иностранными авторами. Кураторы проекта «Фотороссика» – И. В. Гундарева, А. А. Китаев; кураторы
выставки – А. А. Китаев, Л. Г. Мясникова (ГМИ СПб).
Санкт-Петербург с самого своего рождения – город интернациональный.
Представители разных народов внесли свой вклад в формирование и развитие его
культуры. История петербургской фотографии здесь не исключение. Существенная
роль в создании светописной иконографии Петербурга XIX – начала ХХ столетия принадлежит
немецким фотографам.
Выставка в Петропавловской крепости представляет малоизвестные
уникальные фотографии города, созданные в XIX веке в Петербурге фотографами-переселенцами из немецких
земель: Карлом Буллой, Карлом Даутендеем, Альфредом Лоренсом, Альбертом Фелишем.
Творчество этих четырех немецких
фотографов, работавших в разных фотографических жанрах: портрета, видовой,
репортажной фотографии – достаточно
полно передает картину жизни имперской столицы XIX столетия.
Карл Даутендей (1819–1896) –
«первый фотограф на немецкой земле»,
стал и одним из первых фотографов в
Петербурге.
Самостоятельно освоив метод Дагерра, он в 1842 году продемонстрировал свои
успехи в изготовлении дагерротипов на знаменитой Лейпцигской ярмарке, после
чего слава о нем распространилась по
всей Германии. В октябре 1843 года Даутендей отправился покорять российскую
столицу. Спустя несколько месяцев в
январе 1844 года он открыл собственное ателье на Большой Конюшенной улице, где
занялся созданием «дагерротипных портретов в красках» и стал одним из лучших и
популярных фотопортретистов столицы. Даутендей
с успехом работал в Петербурге в течение почти 20 лет: в 1862 году он с
семьей вернулся в Германию и поселился в Вюрцбурге.
На выставке представлены две работы Даутендея: портрет А. М. Горчакова
(1849) и портрет Е.В. Барыковой (1850-е).
Альфред Лоренс (даты жизни
неизвестны) начал профессиональную деятельность в Петербурге в 1862 году.
Как и многие фотографы он занимался созданием фотопортетов. Добившись
успехов в этой области, Лоренс одним из
первых обратился к пленэрной фотографии:
к съемке на улицах и площадях
Петербурга. При этом он сделал видовую фотографию доступной для публики, выпустив
в продажу недорогие снимки в небольшом размере (в отличие от большеформатных
дорогостоящих ведут также работавшего в этом жанре Джованни Бианки).
На выставке демонстрируются созданные Лоренсом в 1870–1900-х годах видовые фотографии Петербурга,
запечатлевшие Невский проспект, Английскую набережную и Николаевский мост через
Неву, Аничков, Египетский, Пантелеймоновский мосты через Фонтанку, Летний сад,
здания Гостиного двора и Городской думы; виды Каменного и Крестовского
островов, Петергофа, Царского Села, Стрельны и Павловска.
Альберт Фелиш (
1837–1908) – прибыл в Петербург из Германии в 1866 году с целью стать
фотографом-портретистом. Но к этому времени в российской столице в области потретной съемки уже была огромная
конкуренция. Поэтому Фелиш «сделал
ставку» на съемку городских видов и интерьеров зданий (подобного рода съёмками
в Петербурге занимались лишь два светописца - Джованни Бианки и Альфред
Лоренс). Вскоре его работы стали пользоваться заслуженной славой. На выставке экспонируются фотографии Домика Петра I, Зимнего двореца, Горного института, конных
групп на Аничковом мосту и Ростральных колонн, а также виды Петергофа.
В 1870 году Фелиш принял участие в двух отделах XIV Всероссийской
мануфактурной выставки в Соляном городке – химическом, где представил
«химические препараты, употребляемые в фотографии», и фотографическом, где
экспонировал виды и стереоскопические снимки. Также он был назначен официальным
фотографом выставки и проводил съемку ее павильонов и экспозиций. В
Петропавловской крепости можно увидеть сделанные Фелишем фотографии
выставочного зала и отдела «Заводы Н. Путилова».
Фелиша можно считать одним из родоначальников репортажной
фотографии. В 1872 году он снимал
празднование 200-летия со дня рождения Петра Великого в Петербурге: убранство города
и торжественные мероприятия, в том числе главное событие юбилейных торжеств
-молебен 30 мая на Сенатской площади. В экспозиции демонстрируются фотографии
этого молебна, снятые Фелишем с
крыши здания Сената.
Карл Булла (1855–1929)
приехал в Петербург в 1865 году в десятилетнем возрасте вместе с родителями и был
определен на службу в фирму по
изготовлению и продаже фотопринадлежностей, где и начал постигать азы своей
будущей профессии. Однако настоящее признание пришло к фотографу спустя
тридцать лет: в 1895 году в «Русском фотографическом журнале» имя Буллы впервые было названо как имя известного
фотографа.
Карл Булла работал в самых разных жанрах: от портрета до репортажной
фотографии. Кроме того, он имел официальное разрешение на съемку
государственных торжеств и других мероприятий, на которых присутствовал
император, а также на съемку всех военных маневров, учений и смотров. Это позволило
ему создать полномасштабную фотохронику официальной жизни российской столицы. Булла оставил после себя колоссальное
фотографическое наследие, по которому можно изучать историю предреволюционного
Петербурга.
Невский проспект и Знаменская площадь, Аничков дворец и Адмиралтейство,
Петропавловская крепость и Академия художеств, здание Таможни и Городской думы,
колка и вывоз льда, зимний трамвайный перевоз
на Неве – все это можно увидеть на экспонирующихся на
выставке фотографиях Буллы 1900-1910-х годов.
Образцом официальной фотохроники являются работы Буллы: «Закладка здания Германского
посольства» (1911) и «Проезд Николая II между шпалерами войск на Невском
проспекте у Казанского собора в день празднования 300-летия дома Романовых»
(1913).
К
выставке издан каталог, в который вошло более 50 фотографий.