Произведения африканского искусства рубежа прошлого и позапрошлого веков представлены в Главном штабе шлемами, подвесками, мелкой пластикой, ритуальными предметами и оружием. Столь необычная и редкая коллекция начала формироваться с осени 2015 года Сергеем Гирдиным — Почётным консулом Гвинейской республики в Петербурге и Ленинградской области. Источник: https://tudago.com/spb/event/vystavka-pamyatnikov-afrikanskogo-iskusstva-pereda/Произведения африканского искусства рубежа прошлого и позапрошлого веков представлены в Главном штабе шлемами, подвесками, мелкой пластикой, ритуальными предметами и оружием. Столь необычная и редкая коллекция начала формироваться с осени 2015 года Сергеем Гирдиным — Почётным консулом Гвинейской республики в Петербурге и Ленинградской области. Источник: https://tudago.com/spb/event/vystavka-pamyatnikov-afrikanskogo-iskusstva-pereda/Произведения африканского искусства рубежа прошлого и позапрошлого веков представлены в Главном штабе шлемами, подвесками, мелкой пластикой, ритуальными предметами и оружием. Столь необычная и редкая коллекция начала формироваться с осени 2015 года Сергеем Гирдиным — Почётным консулом Гвинейской республики в Петербурге и Ленинградской области. Источник: https://tudago.com/spb/event/vystavka-pamyatnikov-afrikanskogo-iskusstva-pereda/Произведения африканского искусства рубежа прошлого и позапрошлого веков представлены в Главном штабе шлемами, подвесками, мелкой пластикой, ритуальными предметами и оружием. Столь необычная и редкая коллекция начала формироваться с осени 2015 года Сергеем Гирдиным — Почётным консулом Гвинейской республики в Петербурге и Ленинградской области. Источник: https://tudago.com/spb/event/vystavka-pamyatnikov-afrikanskogo-iskusstva-pereda/ Оксана Дубицкая «Африканское искусство конца XIX – начала XX веков» в Главном штабе Эрмитажа
В Главном штабе Государственного Эрмитажа 3 октября состоялась церемония открытия выставки африканского искусства конца XIX – начала XX вв. Предметы переданы Сергеем Гирдиным почётным консулом Гвинейской Республики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в дар музею.
По убеждению генерального директора Михаила Пиотровского, « Всякий энциклопедический музей должен включать в себя африканское искусство. В Эрмитаже его мало поэтому представленная коллекция является важным шагом в развитии нашего собрания. Собирать африканское искусство очень сложно потому, что на рынке слишком много сувенирных изделий и мало вещей, созданных для внутреннего потребления. Эта коллекция имеет очень хорошее происхождение из приобретений европейских колониальных чиновников. Потому и среди наиболее интересных образцов - изображения этих самых европейцев глазами африканцев. В Эрмитаже для этих вещей есть особый контекст - произведения французских художников, вдохновлявшихся искусством Чёрного континента. Им место около картин Пикассо и дерена. Так уж повелось, что небольшая костяная скульптура, поступившая сейчас в Эрмитаж, как раз Дерену и принадлежала».
Теперь в коллекции почти три десятка предметов, обладающих надёжным происхождением и высокой художественной ценностью. Среди них артефакты из частных собраний Алоиса Фауста, Пьера и Клода Верите, французского художника Андре Дерена. Настоящий образец тонконгба происходит из коллекции Пьера Верите(1900 -1993), с 1920-х годов посвятившего свою жизнь продвижению африканской культуры и участвовавшего в формировании коллекций Пабло Пикассо, Хелены Рубинштейн и ряда других деятелей искусств и меценатов Собственное собрание Верите создавалось на протяжение семи десятилетий и было впервые представлено публике в 2006 году на аукционе Друо. Выставленная на продажу наследником Верите коллекция была быстро распродана по рекордным ценам. Это событие стало сенсацией в истории более чем векового пути африканского искусства в Европу.
Маски типа тонконгба использовались в ритуалах небольшого народа пандума, который проживает на западе Гвинеи по соседству родственной ему этнической группой бага, населеющей территорию прибрежной полоосы на западе страны. Эти маски устанавливали в качестве оберегов у входа в жилище вождя, а также около захоронений предков и у семейных алтарей. Мифическое существо, которое изображает маска, объединяет в себе черты, присущие нескольким животным суши и моря, и таким образом, воплощает в себе союз земной и водной стихий. Плоский горизонтальный гребень сзади напоминает сдвоенные рога буйвола, центральная часть в форме массивной полусферы - панцирь черепахи. По альтернативной версии тонконгба - это стилизованное изображение морских млекопитающих -ламантинов. В таком случае, носовая и центральная части маски -это массивная голова с удлиненной мордой, а декоративно сведенные сзади в круг "рога" - на самом деле весловидный хвост морского млекопитающего. На поверхности шлема нанесены резные параллельные полосы, возможно, имитирующие фактуру шкуры животного, на фронтальном срезе треугольного в поперечном сечении длинного носа такими же тонкими линиями нанесены очертания ноздрей. В носовой части - на конце, в середине и в месте соединения с "головой" - просверлены три пары отверстий, в которые были вдеты небольшие пучки щетины животного.
Маска-шлем поньюго входила в собрание Эмиля Ланги (1968-1980), известного бельгийского искусствоведа, куратора Музея изящных искусств города Гент, в годы Второй мировой войны он активно участвовал в Движении Сопротивления, а в дальнейшем занимался реституцией произведений искусства, вывезенных из музея Бельгии в военное время. Зооморфная маска-шлем использовалась в обрядах защиты от злых духов-пожирателей душ и колдунов. Эти "огнедышащие" маски участвуют в танцах на ночных церемониях, изрыгая пламя под резкие, подобные сирени, звуки рога. Эффект огня из пасти монстра достигается благодаря искрам, развевающимся из сосуда, либо от факела, которые держат в руках танцор. Фантастическое существо соединяет в себе черты человека и сразу нескольких животных. Глаза и нос антропоморфны, раскрытая пасть с оскаленными зубами -от крокодила, агрессивно загнутые назад клыки -от кабана, массивная форма головы - от буйвола., уши и рога - от антилопы. Между рогами - навершия в виде фигурки хамелеона, которого считают первым живым существом., ступившим в момент творения на зыбкую и еще неотвердевшую поверхность земли. Также в навершии встречаются изображения птиц и пантер. В погребальных обрядах используется янусовидный вариант этой маски - шлем с двумя оскаленными мордами, развернутыми в разные стороны. Интерес представляет деревянная фигура женщины, кормящей ребёнка. Скульптура была продана на аукционе в г. Анжер в 1965 году, до 1972 года находилась в коллекции галереи Роберта Штоллера (Мюнхен, Германия), с 1972 года в коллекции Экхарда Бределя( Дартмидат, Германия). Надо заметить, что вещь была приобретена в среде бытования до 1914 года. Баули, проживающие в центральной части Кот д Ивуара, называют весьма художественно одарённым африканским этносом. Скульптурные изображения матери, кормящей грудью младенца, участвовали в магических ритуалах, служили как бы вместилищами духов и сверхъестественных сил. Обращаясь к духу гадающий "выявлял" причины бесплодия ритуалы были "способом" исцеления от недуга. Уникальным артефактом является маска тайного общества Дье из колониальной британской коллекции, которая впоследствии была приобретена французским коллекционером и галеристом Жаном Полем Агогом (Париж, Франция). В деятельности Дье применяется большой спектр зооморфных и антропоморфных масок. Эта маска изображает человеческое лицо с рогами антилопы. Маска Дье зажигает главный костёр в начале ритуальных церемоний. и гасит его по окончании. Флаг военного подразделения асафо в свое время был предметом гордости коллекции Дункана Кларка(Лондон, Великобритания), по сути дела, - главный геральдический атрибут (конкретного) отряда. Так, на красном полотнище знамени из коллекции Эрмитажа - аппликация из черной материи в виде семи малых человеческих фигур, стоящих в ряд перед большой фигурой, держащей в руке символ власти "мухогонку" из хвоста животного. В крыже - британский флаг "Юнион Джек". Такие знамёна демонстрировались на публике во время ежегодных уличных парадов асафо. Флаг нес знаменосец, шествие сопровождалось особыми танцевальными движениями. Фигура эре ибеджи первоначально входила в коллекцию Алоиса Фауста(Кёльн, Германия, с 1960г.), владельца знаменитой антиккварной лавки в Кёльне, друга и покровителя немецких экспрессионистов..затем оказалась в коллекции Эрнста Олафа Сире( Форхайм, Германия), коллекции Ханса Дитриха Риелау. Фигура близнеца представляет собой удачный образец труда мастера школы города Абеокута основанного в 19 веке. Фигура украшена несколькими нитками бус, которые являлись не только украшениями но имели и сакральную функцию, из них издревле делали атрибуты власти.
|