Владимир Холкин Анатолий Маслов. Живопись как творение
История живописи знает разные стороны индивидуального поведения художника в творчестве. Есть мастера постоянного метода или неизменного стиля, мастера неустанного поиска или виртуозы стойкого творческого равновесия. Но есть и художники пути. Таков, памятуя особость и полноту великого его дара, Александр Блок. Подобным убеждённым путником, всецело преданным философии пути, издавна предстаёт перед зрителем и художник Анатолий Маслов. И в живописи, и в графике, и, даже в искусстве витража.
И путь этот странно, парадоксально прост, хотя сам его рельеф зачастую труден для спокойного шествия и, порой, обречённо неудобен. Суть же этого непростого, трудного рельефа, а, главное, самого пути – жизнь человеческого духа. Именно он и определяет работу художника, он - его ствол и ветви: что в портрете, что в листах графики, что в живописи. Именно сокровенные свойства и смыслы духа определяет и протяжённость творческого деяния, и непрестанное движение чувства присутствия в мире, созданном Богом и угодном Ему. И потому, в случае Маслова, само это движение, сама эта протяжённость – не плод предварительного умозрения, не умственно-творческий эксперимент, а вольное бытование «внутреннего человека», хотений его души и свободно колеблемой мысли. Вехой следования художника путем жизни человеческого духа отмечена и нынешняя выставка Маслова в музее Блока на Офицерской. Здесь представлены семь полотен, неожиданных даже для такого художника-путника: семь резко экспрессивных картин, семь представлений художника о Книге Бытия(а именно, о шести днях Творения), словно напрямую воплощённых смятенным духом в живопись. К этим человеческим запечатлениям Божьего замысла художник тоже шёл дорогой логики внутреннего своего духа, логики своего художнического дара и, глубоко своеобразной философичности и логики своего образа мыслей. И дорога эта протекала (именно протекала, а не пролегала), всегда следуя всем этим чертам духовного устроения личности. Шла от ранней - густой, многоцветной живописи, после надолго задерживалась, чтобы самобытно – в резаных на меди офортах - исполнить графику Петербурга . Что увиден был, словно в воде и глазах, выпукло, отражённо и чисто. Шла через завораживающие таинственной жизнью, пейзажи Франции, через пластику запечатлённых на холсте, балетных соло, через поразительный портрет Пушкина и двенадцать портретов Блока, полные беспокойства, скорби и вдохновения. Шла, чтобы притечь, наконец, к светлому, близкому по одухотворённости и покою, уже почти фресковому живописанию Однако, если героями этого последнего становились либо святые угодники, либо Параскева Пятница, либо Георгий Победоносец, либо сам Спаситель, то на нынешних семи полотнах – фресковый характер которых тоже внятен – ни ликов, ни фигур нет. На них, как проницательно и метко выразился один опытный знаток фресок «Присутствующий отсутствует, а отсутствующий присутствует». Иначе говоря, при всей видимой плоти живописи, вся она проникнута ощущением присутствия невидимого духа. Его власти и мощи творить гармонию из первородного хаоса. Что создаёт у зрителя чувство психологического освобождения от видимой плоти красок или плоской деревянной поверхности, на которой писаны все шесть работ. Это понимаешь, идя от работы к работе, свободно внимая тому, как у тебя на глазах творится мир. Вернее, как замысел Духа Божьего воплощается, оборачиваясь Божьим же Промыслом; как дух созидает не только жизнь плоти человека, но и наделяет, одаряет человека жизнью духа.
.
Анатолий Маслов родился в Ленинграде в 1938 году. Закончил философский факультет ЛГУ в 1965 году. Во время учебы в университете посещал занятия в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. С 1965 по 1968 год преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, тогда же начал самостоятельно заниматься живописью.Произведения мастера находятся в собраниях АРТ-центра «Пушкинская 10», ИРЛИ РАН, Музея-института семьи Рериха, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербургском гуманитарном фонде «Свободная культура», а также в крупных частных коллекциях.
25 декабря 2014 года в 16.00 в канун новогодних и рождественских праздников в Музее-квартире А. А. Блока (ул. Декабристов, 57) была выставка Анатолия Алексеевича Маслова. На ней представлен цикл работ художника «Шесть дней творения». Он состоит из семи живописных полотен.
Эти картины Анатолия Маслова будут показаны на совместной выставке художников Анатолия Маслова и Олега Чернова, что состоится в феврале в галерее ИНФа . Располагается галерея во дворе кино "Аврора" на Невском. (вход из под арки направо)
____
|