Санкт-Петербургское отделение АИС
региональное отделение
Ассоциации искусствоведов (АИС) 
190000, Санкт-Петербург,
Большая Морская ул.,38
тел.: 8-812-315-86-04
e-mail: terra-mobile13@mail.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
 

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2016 » Январь » 27 » О живописи Дмитрия Аверьянова
12:17

О живописи Дмитрия Аверьянова

  Оксана  Дубицкая    О живописи Дмитрия Аверьянова


26 января в  Санкт-Петербургском Союзе художников (ул. Большая Морская, 38)   открылась выставка,   «”ПроСмотр”. 40 лет спустя». Вернисаж вызвал заметный резонанс в художественной среде.В экспозиции было представлено более 120 произведений живописи и графики девяти художников, бывших  студентов Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова (теперь  им. Н.К. Рериха). 


   


 

Дмитрий   Аверьянов  художник многоплановый,   он одинаково успешен и  как создатель эпических картин («Мир Прави и Яви»,  130 х 90,  2010,   бумага, темпера,  собственность автора),    и  как пейзажист («Осенний пейзаж»,  30 х 50, 1993, холст, масло,  частная коллекция, Красноярск; «Лето в сибирской тайге»,  60 х 80, 1992, холст, масло,  частная коллекция, Красноярск).Границы жанров часто пересекаются, создают сложную полижанровую структуру («Сирень и паруса»,  120 х 100,  2015, холст, масло,  частная коллекция, Шанхай).   

 

Художник  блестяще владеет композицией, демонстрирует  тонкое восприятие света и цвета,   сказывается былое увлечение  пленэром, стремление передать определенное состояние  природы, не акцентируя внимание на  деталях

Для своих картин   он не пишет этюды с натуры.  Однако не теряет   чувства перспективы, ощущения глубины и стереоскопичности. Пространство трактовано условно,  словно соткано из отдельных, закрытых миров («Мост времен»,   60х80, 2013,  холст, масло,  собственность автора). Колористическая гамма здесь  выстроена на лёгких, прозрачных цветах и на линейных ритмах. Со структурностью красок связана их прозрачность.

Акварель у Аверьянова искусство нюансов и  недомолвок. Использование прозрачных красок, различные вариации смешивания цветов как прием живописи маслом позволяет художнику создать иллюзорный хроматический  мир.  А   утверждение,  что «реальный» мир иллюзорен, является не только эзотерическим знанием,  но  может быть доказано и с помощью науки.

 

Концептуальные натюрморты («Старый чайник», 75 х50, бумага, акварель,  2009,    собственность автора  отчасти  отражение быта, отчасти   символ определённой культуры  («Натюрморт с бабочкой»,  120 х 10 0 ,  холст, масло,  2003,   частная коллекция,  Париж;  «Натюрморт с ананасом»,  120 х100  холст, масло,  2003,   частная коллекция. Париж),     т.е. не только стиля жизни,    но и  стоящих за ним структур времени и пространства.  

  

Сюжетные,  казалось бы,   тривиальные  мотивы   воды («После шторма»  110 х 65,  2011, холст, масло, собственность автора)   и гор («Горний мир и мир земной» 120 х100, 2012 , холст, масло, собственность автора) можно интерпретировать скорее как проявление амбивалентности  здесь и эстетика двусмысленная, и символика тоже. Условность и готовность к метаморфозам  изображения  определены и отрефлексированы художником  изначально. Горний мир в  философии обозначает Космос как предвечный мир, содержащий в себе творческий замысел мира идеального. Гора действует  как связь между небом и подземным миром. Ее вершина — это центр мироздания, точка соединения неба и земли. Восходя на пик, путник приближается к высшей точке,   встречается с трансцендентным миром, выходящим за пределы мирского пространства, достигая тем самым  своей вершины. «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье», —   утверждал  А. С. Пушкин. 

 

 Вероятно,    стремление    воплотить «мифологическое время»  воплотилось в фантазии  «Год  Темной   лошади»  (80  х  90,  бумага, темпера,  2012, собственность автора). Тьма и черный цвет – не одно и то же. Маги рассматривают Тьму как независимую субстанцию абсолютного потенциала Вакуума (изначального нуля всех проекций), не несущую какой – либо эстетически-религиозной нагрузки. Символика цвета противоречива в своих толкованиях.  Известно, что  черный конь   ассоциируется  с ночной тьмой, с мрачным подземным царством, с пламенем вулканов, с глубинами земли и моря, с дном рек, с морскими приливами и лунным  светом, с ночными видениями и кошмарами, с черной магией, злыми проклятиями. Появляется это предвестие злого грядущего  в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом.

 Между тем, как   вороная или мертвенно-бледная  масть  связывается с луной и водой и является воплощением дьявола или проклятия,  белая и крылатая (духовность) символизирует самообладание. Всадник у Аверьянова почти ребенок, конь неопределенной масти.  Однако флюиды агрессии  охваченных смутным беспокойством людей расплескиваются по фону, легко прочитываются как  Смерть,  Война,  Раздор, Ярость.

 

В полихромных картинах черный цвет, как правило,  воздействует, словно преграда хроматическим цветам.  Тот же прием использован  художником и в другом   эпосе. 

 

 «Мир Прави и Яви»,  знаковая картина художника.  Явь, Навь и  Правь   три  грани  мира в славянской  метафизике. Явь – мир материальных форм, которые   человек видит и чувствует.

Мир Яви со всех сторон окружён Навью. Навь – это то, что предшествует миру Яви, и то, что остаётся после него как след  прошедшего.  Например,  замечаемый мир возможностей, которые создают саму   способность понимать, делать неизвестное известным. Иными словами, Навь – это   мир неоткрытого  самопознания.

Навь – это неосвоенный  человеком и непредсказуемый мир,  проявляется как мир сновидений,  потусторонний мир, мир неотчётливых ощущений, интуиции, предчувствий и   воспоминаний. Правь – мир, стоящий над Явью и Навью. Это связующая сила гармонии  между мирами. Это мир Истины, мир, в который человек стремится. Истина – эта оптика, через которую человек  смотрит  на мир. Качество этой оптики определяет, что станет   истиной в данный момент. У одних оптика, через которую воспринимается мир, более совершенна, у других менее. Кто-то видит множество граней происходящего, кто-то  минимум, со множеством искажений.Только  Навь даёт возможность человеку выйти из бега по кругу, увидеть новое в, казалось бы, хорошо знакомых и привычных вещах. Все вокруг,  казалось бы,  случайное, временное, непостоянное, оказавшись в поле зрения художника,  приобретает  необычный, торжественный смысл.

 

Художник, например, внимательно наблюдает  изменения света и цвета. Казалось бы,  цвет моря – это отраженный свет и цвет неба.  Нет, не совсем. Активнее всего морская вода поглощает красные и желтые лучи солнечного света – остаются синие и зеленые. Водоросли планктона поглощают красный свет солнечных лучей – он   необходим   для фотосинтеза.    Морская вода приобретает из-за этого зеленый оттенок. И чем больше в море фитопланктона, чем живее море, тем больше  зеленого оттенка в цвете морской волны.  Удивительный цвет моря. Глубокий, густо-синий. Если планктонных водорослей в воде мало, она совершенно прозрачна, море кажется  ультрамариновым. Когда  бушует шторм,  ураганный ветер разрывает и смешивает вершины волн с воздухом, взбивает их в серо-белую пену, вода становится мутной.    И  Черное море не исключение.  Впрочем,  после шторма вода у побережья  Сочи быстро обновляется течениями.  Блики солнца на поверхности моря, и пена волн – почти постоянно видны в море. В  воображаемом море Аверьянова  вода  прозрачная.  И ни одной медузы.

Для каждого, кто сидит на берегу этого придуманного моря и наблюдает, как волны бьются о камни,  очевидно, что энергия может передаваться этими волнами («Час моря» ,  30 х 60, холст, масло,   2012, собственность  автора).





















 

 

 


 













 

 

 

 

 

 

 

 









Просмотров: 5149 | Добавил: Terra-mobile | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Terra-mobile  
0
30 января   в 14.00 художники встретились со зрителями.   В    малом   зале СХ  состоялось открытое выставки "ПРОСМОТР".

См.  подробнее


https://ru-ru.facebook.com/spb.finearts/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 

Поиск
 

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 

Архив записей
 

  Ссылки
 

Copyright MyCorp © 2024