Ирина Сорина Премьера «Жанны» Ярославы Пулинович в Петербурге
Как-то Семен Спивак, главный режиссер Молодежного театра на
Фонтанке, на мой вопрос почему он не обращается к современной российской
драматургии, ответил: «Я пока современную пьесу для
себя не нашел. Вот сейчас я начинаю чувствовать одну - «Жанну» Ярославы
Пулинович. Ее поставили в театре Наций и привозили в Петербург. Мне кажется,
очень хорошая пьеса».
Зрители наверняка запомнили исполнение
главной роли Ингеборгой Дапкунайте. Ярослава Пулинович – одна из самых ярких современных молодых
драматургов, прошла екатеринбургскую школу Николая Коляды, к которой
принадлежат и Василий Сигарев, и Олег Богаев. Ее пьеса о self-made woman из
поколения, на юность которого пришлось становление российского современного капитализма.
Если покопаться в литературной родословной, то среди предков владелицы сети
продуктовых магазинов «Вкуснятина» Жанны Георгиевны, дамы под пятьдесят, наверняка
окажется хозяйка волжских пароходов Васса Железнова. Только, в отличие от Вассы,
у Жанны деньги есть, а семьи нет. Жизнь прошла в борьбе за выживание, и успех
на этом фронте достигнут
И вот "Жанну" ставят в Петербурге. Премьера состоится 19 марта в театре и. Ленсовета
в постановке Марии Романовой. Спектакль
будет о том, что с нами стало после 90-х, потому что в лихорадочные 90-е мы все
испытали драйв, азарт, взлет, адреналин, страсть. И нам казалось, что нужно
хватать, делать, двигать, строить. А личная жизнь шла побоку. Но драйв уходит,
и появляются вопросы. Можно ли купить любовь? Богатый человек = счастливый
человек? – самые страшные из них.
Такого рода
пьесы обязательно требуют мощного главного исполнителя. Тот случай, про который
в театре говорят: «Нет Гамлета в труппе – не берись» В Театре имени Ленсовета
харизматичная актриса на роль Жанны, безусловно, есть. Заслуженная артистка России, лауреат высшей
петербургской театральной премии «Золотой Софит» Елена Комиссаренко не играла в
современной отечественной пьесе больше двадцати лет. Когда-то в её репертуаре
были Борис Васильев, Александр Гельман, Людмила Разумовская, Александр Галин.
Сегодня она рассказывает зрителю о его проблемах с помощью современного
американского писателя Трейси Леттса в спектакле «Август: графство Осейдж». Но
артист должен всё-таки играть и своих соотечественников. Нет никаких сомнений,
что в её Жанне мы узнаем себя. Драматург
Ярослава Пулинович: «Наверное, все помнят женщин из девяностых, с огромными
клетчатыми баулами, набитыми всякой всячиной? Они ездили в Турцию, Китай,
тягали на себе сумки с барахлом, колесили по просторам нашей Родины, - женщины
с высшим образованием и без него, одинокие и многодетные, замужние и брошенные.
Ездили в надежде разбогатеть, или хотя бы заработать, чтобы все было «как у
всех», по крайней мере, «не хуже, чем у других». Моя пьеса про такую женщину.
Умную, фартовую, красивую и ужасно одинокую. Женщину, которая в погоне за
карьерой забыла, что не все в этом мире покупается и продается. Какое-то время
эту пьесу ставили, в основном, в провинции. Казалось, что это совершенно «не столичная»
история. Но пьесу заметил Евгений Миронов, руководитель московского Театра
Наций. И режиссер Илья Ротенберг поставил её в театре Наций с Ингеборгой
Дапкунайте в главной роли. Так стало понятно, что эта история вполне может быть
и столичной, смотря с какого угла на нее посмотреть. Для меня Ингеборга пока
остается лучшей исполнительницей роли Жанны. Я с
нетерпением жду премьеры в Питере. Санкт-Петербург для меня - город особый.
Город, с которым у меня связано очень много историй, город, в котором живут
близкие и родные мне люди. Одну из своих пьес я посвятила именно Питеру. Мне
кажется, петербургский зритель - очень искушенный и требовательный. А чего ещё ожидать
от города, в котором живут и работают Бутусов, Додин, Могучий? Поэтому я с
некоторым страхом жду премьеры «Жанны». Но хочется верить в хорошее!» Режиссёр
спектакля Мария Романова: "...не смей рыдать.... Не смей! Ты сильная, ты
очень сильная, ты все переживешь, ты всех сотрешь в муку... Повторяй: я сильная, я очень-очень сильная, я
самая сильная на свете, мне никто не страшен, я никого не люблю, меня никто не
может обидеть, никто не смеет предать, я растопчу любого, кто перейдет мне
дорогу.... Я - сильная, я - сильная, я - сильная…" Это – ежедневная мантра современной
женщины, только так можно выстоять в этом мире, только так можно добиться многого.
Потому что нет плеча, на которое можно отпереться. Мы стали жить в мире, где
все наоборот, где сильные женщины и слабые мужчины. Такая вывернутость не
приносит счастья никому, красиво упакованная жизнь - лишь иллюзия, а итог -
пустота и тотальное одиночество…»
Художник спектакля – Эмиль
Капелюш, художник по костюмам – Яна Глушанок. В спектакле заняты:
засл.арт.России Елена Комиссаренко, Сергей Кушаков, Наталья Немшилова, артисты
Иван Бровин, Вероника Фаворская, Галина Кочеткова, Алексей Торковер.
|